«Петрович» — одна из крупнейших на рынке отечественных компаний, которая специализируется на продаже строительных товаров и комплектации объектов жилой, коммерческой и социальной недвижимости. По итогам 2022 года выручка компании составила 119 млрд руб. «Петрович» входит в
В 2022 году ИТ-департамент «Петровича» стал аккредитованной ИТ-компанией «Петрович-Тех», в которой работает более 250 ИТ-специалистов.
«Петрович» работает на строительном рынке в сегменте B2C (потребители, которые сами строят и делают ремонт — ред.) и B2B (крупные девелоперы, которые строят жилые кварталы, склады, офисы — ред.). Компания закрывает весь спектр вопросов любого клиента: продает, хранит, кредитует, работает с крупными проектами, и в то же время помогает многочисленным розничным клиентам посчитать стоимость ремонта, найти прораба, доставить покупку и так далее. Чтобы решать эти задачи, необходима развитая цифровая экосистема — ею мы и занимаемся.
Мы многопрофильная компания: разрабатываем новые продукты, развиваем существующие сложные информационные системы, поддерживаем инфраструктуру «Петровича» (железо, сети, ИБ). Наша цель — оцифровать и автоматизировать все этапы создания ценности для покупателя: логистику, финансы, торговлю и остальные.
Продуктовые команды «Петрович-Тех» работают с классическим стеком.
Во фронтенд-разработке используется JavaScript, Angular, React, в бэкенде — Java, PHP. Для мониторинга быстродействия и работоспособности систем — Zabbix, Kibana, Grafana, для интеграции — Mule ESB, для баз данных — MongoDB, MySQL и PostgreSQL. Для развертывания облачных сервисов — Yandex Cloud. Для развертывания приложений применяется Kubernetes. Ядро учетных систем и бизнес-процессов — написано на 1С.
Одна из недавних показательных задач — переход к высоконагруженной микросервисной архитектуре шины данных. Сначала мы спроектировали архитектуру, затем написали микросервисы. При развертывании применялся Docker для контейнеризации, Kubernetes для оркестрации, Helm для управления конфигурацией и обновлениями. Настроили сборку различных метрик в Prometheus, мониторинг и алертинг в Grafana. Затем мы обеспечили обмен данными между микросервисами и другими системами. В итоге сделали производительную надежную систему и пополнили копилку опыта и в разработке, и в инфраструктуре.
Особенность «Петрович-Тех» — глубокая экспертиза в области 1С.
Ядро учетных систем и бизнес-процессов компании — от бухучета до системы адресного хранения на складах — реализовано на 1С. У наших 1С-инженеров сформировался высокий уровень экспертизы в работе с высоконагруженными системами. Он позволяет создавать собственные конфигурации, обеспечивающие огромный объем транзакций, одновременно происходящих в более чем 20 торговых и распределительных центрах компании. Такие же нетривиальные инженерные задачи имеются в области интеграции «ядра на 1С» с десятками смежных систем, написанных с использованием других технологий.
Работа в сфере строительного ретейла добавляет особенностей в привычные задачи для ИТ.
Помню, как делал что-то вроде «задачи коммивояжера». Сложность заключалась в том, что отправителей могло быть несколько, и надо было собрать оптимальный путь до нескольких получателей. Было непросто, но в итоге все уместилось в один запрос и одну процедуру — коллеги очень помогли!
У меня очень разнообразные задачи: исследую системы, процессы, придумываю варианты реализации решений. Ведь важнее не просто сделать новое, а вписать новое в существующее.
Бизнес регулярно подкидывает инженерам новые вызовы. Скажем, когда покупатель оформляет на сайте корзину, бэк в реальном времени обсчитывает персональный бонус по программе лояльности. Бизнес запросил ускорить процедуру, и команда нашла, как это сделать. Загвоздка была в том, что оптимизации не поддерживались рабочей версией приложения, а останавливать его было нельзя — скидки должны считаться непрерывно. Вопрос решили с помощью паттерна Strangler, поэтапно внедрив изменения и мигрировав архитектуру. Не останавливая сервис, ребята ускорили расчеты в 2‑3 раза — и, судя по фидбеку и метрикам, покупатели это оценили.
Специфика предметной области также диктует потребность в прикладном ML‑инструментарии. Сейчас в работе такие ML‑проекты, как автоматизация службы поддержки, анализ поведения клиентов и прогнозирование спроса на основе Big Data. «Мы выстраиваем Data Governance и полноценную работу с Big Data, — рассказывает Влад Бердичевский. — Спроектировали и создали облачное хранилище, наладили сбор данных и собрали огромный массив информации. Следующий шаг — анализ, который поможет открыть в имеющихся данных новую бизнес-ценность и использовать ее в работе».
Также компания идет в сторону облачных технологий как сервиса для прикладных задач. Многие внутренние расчеты переезжают в облако, логика переписывается на тех языках программирования, которые лучше всего подходят для целей соответствующих расчетов, чтобы радикально ускорить обсчет процедур.
Продуктовая разработка в ретейле очень сильно связана с реальным миром. Изменения в коде влияют на объекты в физическом мире: торговые центры, автомобили доставки, склады, обрабатывающие десятки тонн запасов. После запуска решения им начинают пользоваться сотни тысяч покупателей, и это заметно: буквально на следующий день либо растут продажи и идут благодарности, либо приходит негативный фидбэк. Это позволяет быстро пересмотреть продуктовую гипотезу, перепроверить и изменить реализацию.
Релиз можно оценить и на собственном опыте. Вчера ты сделал киоск самообслуживания, новое меню или, скажем, возможность оплаты через СБП, а сегодня можешь зайти в торговый зал и потрогать изменения своими руками как пользователь. Многие разработчики сами покупают в «Петровиче», и иногда утром после выходных слышно: «Я тут кое-что покупал. Вот тут мы сделали хорошо, а здесь — можно и удобнее». И тогда вносятся улучшения.
Разработка строится на основе гибких методологий и практик (Scrum, Kanban), активно используются принципы CI/CD. Команда принимает полную ответственностью за продукт с начала создания и до релиза на продуктовой среде. «Мы формулируем задачи с учетом требований внутреннего клиента и конечных пользователей, — говорит Павел Глухов. — Код стараемся писать чистый и масштабируемый. Пишем интеграционные и юнит-тесты, практикуем автотестирование. Оптимизируем схему деплоя, мониторим работу приложения в реальном времени».
«Петрович-Тех» собрал людей, которые хотят и готовы совершенствоваться: искать лучшие решения для своей задачи, прокачивать свои компетенции и быть частью команды. Важна готовность найти общий язык и совместно создать крутой продукт, не бояться обращаться к коллегам и делиться знаниями в ответ. Менеджеры максимально открыты для сотрудников, возникающие вопросы и идеи (в том числе возражения) здесь принято обсуждать.
Львиная доля работы в большой ИТ-компании включает рутину со стандартными инструментами. Суперинтересных задач на всех не хватает даже в условном Google. В этом плане наша сильная, как мне кажется, сторона — масштаб команды. Нас достаточно много, чтобы совместными усилиями делать по-настоящему крутые вещи, но не слишком много, чтобы терялся голос отдельно взятого человека из команды. У нас есть возможность услышать каждого. Если ты знаешь новую технологию и видишь, как она решит реальную задачу, — предлагай! Обсудим в команде, договоримся про план, начнем использовать.
В компании с масштабными задачами и хорошими перспективами дальнейшего роста складываются отличные возможности для профессионального развития. Многие ключевые специалисты и тимлиды выросли внутри. Например, в компании есть ведущий ИТ-бизнес-партнер, который начинал с позиции системного администратора, а большинство тимлидов начали с разработчиков.
Если сотрудник ощущает, что готов пойти на ступеньку выше и принять больше ответственности, он может сам стать инициатором карьерного роста, обозначить пожелания и обсудить их с менеджером. Но вообще наши менеджеры плотно работают с людьми и часто первыми предлагают ребятам сделать шаг.
В плане обучения сотрудникам «Петрович-Тех» доступен широкий спектр классических возможностей, но без многоступенчатых согласований и множества последующих обязательств, как бывает в некоторых ИТ-корпорациях. Сотрудник выбирает, какой курс или конференцию посетить для дальнейшего развития, а компания оплачивает 100% стоимости. Чтобы согласовать обучение, достаточно получить простой «ОК» от тимлида.
Весь спектр возможностей внешнего обучения, доступный на российском рынке, открыт и нашим ребятам. Это и курсы, и конференции. Например, недавно ребята ходили на Highload, JPoint, Jocker и Infostart.
Компания мониторит ИТ-рынок, чтобы поддерживать рыночный уровень зарплат, и регулярно проводит индексацию. Соцпакет помогает поддерживать здоровый образ жизни и включает ДМС, прием врача в офисе, консультации психолога и спортивные возможности. Работать можно удаленно или в офисе, а график гибко настраивается. Большинство сотрудников начинают работать с 8 до 11, но это не обязательное требование, а вопрос договоренностей с командой и целесообразности.
В «Петрович-Тех», как и во многих современных ИТ-компаниях, можно создавать крутые продукты на актуальном стеке. Но еще здесь есть несколько особенных плюсов.
Откликается?