Красной линией в повестке СМИ о рынке труда в последний месяц весны стал бренд работодателя. Во многом — безусловно, благодаря подведению итогов Премии HR-бренд 2023 и церемонии награждения лауреатов за самые яркие, успешные и эффективные HR-проекты.
На следующий день после того, как все победители Премии за прошлый год были торжественно объявлены, вышел спецпроект «Карьера&Кадры» в газете «Коммерсант», посвященный главному событию российской HR-индустрии и брендингу работодателя.
Популярность брендинга работодателя как инструмента привлечения и удержания сотрудников объяснима: на российском рынке труда растёт число незаполненных вакансий, а поиск подходящих кадров может затягиваться для работодателей на недели или месяцы, пишет «Коммерсант» в материале, посвященном анализу ситуации на рынке труда, в условиях которых компании создавали и развивали свои проекты, поданные на соискание Премии. В таких условиях развитие бренда работодателя — один из возможных путей решения проблемы с персоналом.
В таких условиях многие компании начали искать новые подходы к найму и удержанию работников, понимая, что без новаций они не смогут выиграть гонку за соискателей. При этом всё большее число предприятий готово инвестировать в решения, которые принесут результат в долгосрочной перспективе, а не только в те меры, эффект от которых будет быстрым.
Редактор «Карьеры&Кадров» и автор телеграм-канала «Человеческий фактор» Анастасия Мануйлова, рассуждая о конкуренции HR-брендов российских работодателей, делает вывод, что следующим большим этапом в HR-брендинге станет использование для его продвижения личного бренда, например, первого лица компании, HRD или сотрудников предприятия в формате HR-амбассадоров. Именно такой бренд работодателя с «человеческим лицом» сможет дать соискателям ощущение уникальности компании, в которую их зовут работать, и стать частью этой уникальности. А для поколения зумеров, которые постепенно будут ключевыми соискателями на рынке труда РФ, именно эта характеристика может оказаться самой главной.
В свою очередь, директор Бренд-центра hh.ru Нина Осовицкая рассказала в интервью «Коммерсанту» о тенденциях позиционирования российских работодателей, насколько активно российские компании сейчас развивают свои бренды работодателя, сколько разных аудиторий среди своих соискателей может обнаружить один работодатель и как часто необходимо обновлять своё ценностное предложение.
В поисках новых форматов проектов в брендинге работодателя и на фоне дефицита кадров компании находят альтернативные способы удержания сотрудников. Работодатели содействуют им в получении и выплате кредитов. Такая практика описана в отчете ЦБ, её распространение «Известиям» подтвердили в банках. Например, организации предоставляют льготные ссуды на любые цели, выплачивают часть процентов за сотрудника, в том числе по ипотеке, а также выдают заём на первоначальный взнос по нулевой ставке. Это помогает удержать персонал в условиях рекордно низкой безработицы, считают эксперты, опрошенные «Известиями».
Среди тревожных трендов, с которыми уже сталкиваются многие компании, — соискатели просят зарплату в конвертах, чтобы не платить алименты и по кредитам. При устройстве на работу соискатели всё чаще просят занизить их официальную зарплату или же платить её в конверте, следует из результатов опроса от hh.ru и собранных «Коммерсантом» комментариев работодателей. Среди причин такого запроса — нежелание платить алименты и погашать кредиты, а также стремление продолжать получать пособия на детей, которые предоставляются семьям с доходом ниже определённого уровня. Впрочем, сейчас компании в основном отказываются нанимать работников «всерую», что дополнительно осложняет подбор кадров на дефицитном рынке труда.
Количество вакансий, в которых упоминается сверхурочная работа, выросло на 40% в I квартале 2024-го, подсчитали для «Известий» в hh.ru. При этом по сравнению с 2022-м> рост оказался ещё выше — на 47%. Всего же на сервисе размещено порядка 800–900 тысяч вакансий, то есть сверхурочный труд предполагается примерно в 5% из них. Наиболее часто работа сверх нормы присутствует в предложениях для производственных специальностей, например для инженеров-конструкторов и проектировщиков, технологов, операторов производственной линии, упаковщиков, комплектовщиков, рассказала «Известиям» главный эксперт hh.ru по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности Наталья Данина.
Виталий Терентьев и Даниил Чугунов из GR-департамента hh.ru рассказали в своей колонке для РБК, какими ещё способами работодатели привлекают сотрудников помимо гонки зарплат. По итогам обзора решений они констатируют, что HR-стратегии сегодня пересматриваются на уровне как государства, так и отдельных работодателей, и очевидно, что нестандартных решений в этой сфере будет становиться всё больше. Компаниям придется усиливать бренд работодателя и быть активными на рынке труда, если они хотят получать хороших сотрудников.
Больше интересных событий на рынке труда вы найдёте в нашей ежемесячной подборке СМИ.