Промолчать — не вариант: как отказать работодателю, если его предложение вам не подходит

Как вы поступаете, если получаете приглашение на интервью от компании, которая вам не слишком интересна? Игнорируете? Минус к карме. Вежливо отклоняете? Пятёрка! Расскажем, почему важно сообщить об отказе на любом из этапов общения с работодателем, а не просто исчезнуть. Заодно подскажем, как лучше сказать нет.
Дарья Скорых
Дарья Скорых
автор статей

Почему важно сообщать об отказе

Соглашаться легко и приятно, а отказывать — сложно и страшно, даже если вы взрослый и в курсе, что право сказать нет есть у каждого. Это касается и поиска работы.

Одни не понимают, как отказать эйчару, не обидев и не задев, — уж лучше сделать вид, что общения вообще не было. Другие боятся негативных эмоций — своих или чужих — и тоже предпочитают промолчать, чем вернуться к работодателю с отказом.

Сообщить эйчару, что вам не подходит его предложение, — нормально. А вот пропадать, когда работодатель ждёт реакции, — неправильно. Вспомните свои ощущения, когда откликались на вакансию или отсылали готовое тестовое, а в ответ тишина. Неприятно, жаль потраченных времени и сил, раздражает. Работодатели испытывают схожие чувства, когда не получают ответа от соискателей.

Почему ещё важно сказать об отказе

  • Чтобы оставить приятное впечатление о себе и не сжигать мосты. Вдруг вы снова столкнётесь с руководителем или эйчаром этой компании, да ещё и вне интернета — тогда вам не придётся краснеть за своё поведение.
  • Чтобы сохранить репутацию. Не исключено, что эйчар расскажет о вас коллегам из других компаний. Расставшись на положительной ноте, вы поспособствуете тому, чтобы он рассказывал о вас только хорошее.
  • Чтобы проявить уважение и, возможно, повлиять на HR-процессы компании. Можно подумать, что, пока с работодателем ничего особо не обсудили и офера не было, допустимо молча прервать общение. Но лучше уважать друг друга. Работодатели тратят на поиск кандидатов много ресурсов, как и соискатели на поиск работы. Чем раньше сообщить друг другу о своём решении, тем быстрее все смогут среагировать и перенаправить усилия.

    При желании или если вас попросят, можно объяснить, что в вакансии или условиях работы вам не подошло. Возможно, это поможет работодателю скорректировать процесс найма и быстрее найти подходящего кандидата.

Как вежливо отказать работодателю на любом этапе общения

В разных компаниях разные ступени переговоров и взаимодействия с кандидатами. Если на любой из них вы почувствовали, что компания вам не подходит, «выходить из игры» стоит так, чтобы вас поняли однозначно и не внесли в «чёрный список» соискателей.

Как действовать, если работодатель уже сделал офер, но он вам не по душе, мы рассказывали в отдельной статье. Теперь сосредоточимся на том, как дать понять работодателю ещё до офера, что вам не по пути.

В момент «первого касания». Работодатель впервые вышел с вами на связь. Скажем, отправил сообщение с просьбой заполнить анкету, позвонил, чтобы задать уточняющие вопросы, или прислал приглашение на собеседование в чате hh.ru.

На этой стадии вполне достаточно краткого ответа. Например: «Спасибо, сейчас для меня это не актуально». Если вы готовы рассмотреть вакансии компании в будущем, также уточните это.

До или после выполнения тестового задания. Здесь сценарии могут быть разные. Предположим, вам не подходит сама идея того, что до официального трудоустройства необходимо сделать какую-то работу, или не нравятся задачи в тестовом. Вы можете прямо сказать об этом и о том, что больше не претендуете на должность. Не стоит соглашаться на тестовое, если заранее знаете, что даже не приступите к нему.

Другой вариант — вы при выполнении тестового поняли, что функционал должности не тот, что хотели бы. В таком случае также необходимо прямо попрощаться с работодателем.

На этапе интервью. Если вам назначили собеседование и вы согласились прийти, но передумали, обязательно предупредите, чтобы вас напрасно не ждали.

Если отправляете сообщение в мессенджере или по электронной почте, убедитесь, что оно доставлено. Раскрывать причину отказа или нет, решайте сами.

Когда вы уже побывали на интервью и поняли, что вариант не подходит, лучше сказать об этом в конце беседы или написать после, поблагодарив за проявленный к вам интерес. Такой же порядок действий возможен до или после встречи с топ-менеджментом, если она предусмотрена в компании.

Что ещё поможет дипломатично завершить общение

  • Понимание, что делать. Как лучше отказать: письмом, в сообщении, по телефону? Зависит от того, где вы общались с работодателем раньше. Логично ответить там же, где вам отправили приглашение или где вы переписывались с эйчаром компании.
  • Уверенность. Сообщить об отказе без чувства неловкости получится, если будете помнить, что это хотя и неприятно, но необходимо для вас. Так вы продвигаетесь к той карьере, которую наметили для себя, уважая всех участников процесса.
  • Контроль эмоций. На любом из этапов контакта с работодателем соблюдайте этику. Даже если что-то в вакансии показалось вам неприемлемым, выберите конструктивные формулировки для отказа и обойдитесь без грубостей. Будьте лаконичны, говорите по существу.
  • Прямой контакт. Если с вами общался эйчар или любой другой представитель компании, сообщите об отказе лично ему. Не через секретаря, знакомых в компании или как-то ещё.

Что написать
Даже если сейчас вакансия вам не подходит, всё может измениться: скорректируют её условия или в компании появится альтернативная, более подходящая вакансия.

Отказывая работодателю, не жгите мосты, а сохраните возможности для дальнейшего сотрудничества. Как вариант, ваш ответ может быть таким: «Спасибо за внимание к моему резюме и опыту. Сейчас ваше предложение для меня не актуально по ряду причин. Но я продолжу следить за вакансиями вашей компании и, возможно, буду претендовать на какую-либо из них в будущем».

Промолчать — не вариант: как отказать работодателю, если его предложение вам не подходит

Помните, что по ту сторону процесса тоже люди — со своими заботами, задачами и дедлайнами. Ваш своевременный отказ вместо молчания поможет им сделать работу эффективнее, а вам — сохранить репутацию и возможности для будущей карьеры.

На главную блога