Производные тренды от фундаментальной проблематики рынка труда последних лет — дефицита кадров — были в фокусе внимания российских СМИ в первый месяц весны 2024 года: производительность труда и длительность рабочего времени, оценки кадрового потенциала, вахта, страхование сотрудников, нейросети и рекрутинг, а также растущая роль женщин.
Ведомости опросили экспертов о решениях, которые могут способствовать росту производительности, утолить кадровый голод, и о том, как оптимизация бизнес-процессов помогает преодолеть нехватку персонала. Рецепты такие: оптимизация, компетенции — и никакой магии.
Решить проблему кадрового дефицита поможет массовая подготовка специалистов по цифровизации для бизнеса и госсектора, уверена директор Центра развития карьеры РАНХиГС Анна Евсюкова. «Цифровая трансформация неизбежна, поэтому важно сформировать технологический суверенитет страны за счёт внедрения инноваций и повышения квалификации сотрудников», — считает она.
Одна из главных альтернатив экстенсивному расширению штата — автоматизация бизнес-процессов, особенно сопутствующих основной деятельности компании (бухгалтерии, делопроизводства и документооборота), соглашается Наталья Данина из hh.ru.
На фоне поиска путей повышения производительности Росстат сообщил, что средняя длина рабочего дня в России в 2023 году выросла до 7,17 часа — максимума за 19 лет. Больше всех работают рыболовы, администраторы и медики. Эксперты, опрошенные РБК, указывают на риски неоплачиваемых переработок и связывают свежие данные Росстата прежде всего с дефицитом рабочей силы в России.
Во ВНИИ труда Минтруда России заявили РБК, что рост продолжительности среднего отработанного времени происходит на фоне высокой загрузки производственных мощностей. При этом продолжительность рабочего дня варьируется в зависимости от отрасли. «Небольшой рост связан с выходом работников из режима неполного рабочего времени, а также с минимизацией производственных простоев», — указали там.
Примечательно, что рекорды и по показателю безработицы, и по длительности рабочего дня обновляются параллельно друг другу, указывает Наталья Данина. По итогам 2023 года среднемесячный уровень безработицы снизился до 3,2%, став минимальным с 1992 года, сообщал Росстат. В январе 2024-го безработица составила 2,9% рабочей силы.
Тем временем в 2024 году российские компании ждут роста производительности труда на 3,2% (это медианное значение). Об этом сообщил Банк России в мартовском докладе по экономикам регионов со ссылкой на свой мониторинг предприятий, который также проанализировал РБК. Почти 30% опрошенных компаний ожидают, что физический объём выпуска на одного работника (так в опросе была определена производительность труда) в этом году вырастет на величину от 6 до 15% и выше.
На фоне рекордной загрузки производственных мощностей компании планируют повышать производительность через оптимизацию бизнес-процессов, ввод нового оборудования и расконсервацию старого, а также увеличение среднего числа отработанных часов сотрудников, следует из доклада ЦБ.
Сейчас в России наблюдается недостаток рабочей силы, а уровень безработицы низкий (лишь 2,9% за январь), поэтому выход на работу безработных уже не является резервом для рынка труда. Зато в стране есть большой навес скрытых трудовых резервов — люди, которые в силу разных причин не принадлежат к экономически активному населению и, в частности, не классифицируются как безработные. Об этом говорится в обзоре рейтингового агентства АКРА «Резервы российского рынка труда» (есть у РБК).
Всю неделю в преддверии 8 Марта в фокусе внимания СМИ были женщины, их роль на рынке труда и вопросы гендерного баланса. Так, женщины в России запрашивают зарплату на 23 000 ₽ меньше, чем мужчины, — разница достигает 42%, показало исследование hh.ru. В среднем соискательницы просят у работодателей 52 000 ₽. Максимальный разрыв — в сферах добычи сырья, консалтинга, сельского хозяйства, медицины и ИТ. Причины такой дифференциации в том, что женщины меньше нацелены на карьерный рост и им требуется совмещать уход за детьми и бытовые обязанности с рабочими. Как меняется ситуация в связи с дефицитом кадров — в материале «Известий».
По мере того как в России продолжает снижаться уровень безработицы, компании стремятся отказаться от любых стереотипов и наращивают конкуренцию за соискателей, число которых не растёт. В этих условиях повысить эффективность найма можно за счёт его автоматизации. Директор по развитию CRM для рекрутинга Talantix Марина Хадина рассказала в интервью «Коммерсанту», какие процессы в HR-сфере легче всего автоматизировать, почему важно повышать эффективность воронки подбора и зачем компаниям оцифровывать собственные базы кандидатов.
Развивая тему HR-автоматизации, hh.ru и «МТС Линк» выяснили, что только 5% российских компаний используют ИИ в процессе найма сотрудников, 42% респондентов реализуют все HR-процессы вручную. При этом в 77% компаний проводят онлайн-собеседования. 2% опрошенных считают, что автоматизация HR-процессов повышает эффективность подбора персонала. Тем не менее у 42% российских компаний HR-процессы не автоматизированы. Чем крупнее компания, тем выше вероятность автоматизации. Если среди микропредприятий (менее 50 сотрудников) полностью вручную работают 52%, то 72% крупнейших компаний (более 3000 сотрудников) так или иначе используют автоматизацию.
Больше интересных событий на рынке труда вы найдёте в нашей ежемесячной подборке СМИ.