Рынок промышленного оборудования: что с ним происходит и как развивать там карьеру

«Что делать?» — это тот вопрос, с которым в последние месяцы всё чаще сталкиваются сотрудники практически всех областей, и рынок промышленного оборудования здесь не исключение. Мы поговорили с Анной Кулешовой и Матвеем Алексашиным — ведущим консультантом и консультантом направления «Промышленное производство» рекрутинговой компании Get Experts — и узнали, что происходит сейчас в индустрии промышленного оборудования, что делать, если нет актуальных вакансий, и где себя искать в новых реалиях.

⏱ 7 минут полезного чтения

Что случилось на рынке?

Для начала зафиксируем точку отсчёта. Итак, многие компании ушли и высвободили большое количество персонала. Полноценно рынок этого ещё не прочувствовал, поскольку, закрывая представительства, многие выдавали сотрудникам от 1 до 10–15 окладов, оставляя возможность людям немного выдохнуть, остановиться, восстановить ресурсы. И этот период восстановления у многих занял как раз полгода-год, то есть экс-сотрудники только сейчас начинают выходить на рынок.

Да, в промышленном оборудовании количество вакансий значительно снизилось — но они есть. Здесь важно учитывать два фактора. Первый — география: рынки автоматизации, например, в Екатеринбурге или Новосибирске пострадали больше, чем в Москве. Второй фактор — это, конечно, специализация: вакансий по инженерным и сервисным специальностям сейчас гораздо больше, чем сейлзовых, за исключением разве что продаж запчастей и сервисных услуг, которые ещё актуальны и позволяют оставшимся западным компаниям поддерживать себя на плаву.

Что касается ушедших компаний, то важно понимать, что они делятся на три основные категории.

Первая — это компании, которые «реально ушли». Это прежде всего европейский и американский бизнес, которому нечего было терять в силу небольшого объёма продаж на российском рынке. Ещё часть ушла, но условно. Это касается в большей степени компаний, у которых не было своих производственных площадок в России. Также есть компании, которые ушли безвозвратно, но продолжают деятельность в России, ведут её из-за рубежа.

Вторая категория — это компании, которые ушли в тень: они не афишируют своё присутствие в России и не ведут маркетинговой деятельности. Если говорить проще, продают и производят, но очень тихо и практически незаметно для внешнего рынка. Их можно поделить на два условных типа. Первые — те, кто остаётся под своим же именем, но нигде его не светит. Продажи идут, поставки — тоже, производство работает. Вторые — это те, кто переименовался, но также в том или ином виде подчиняется штаб-квартирам, придерживаясь стратегии «тише воды, ниже травы». Такие компании, как правило, не ведут найм вообще или ведут его точечно, с целью заменить ключевых ушедших сотрудников.

К третьей категории мы отнесли тех, кто «собирается продавать бизнес». Это компании, которые практически сразу громко заявили о продаже своих активов — и производств, и сервисных центров. Как правило, это «гиганты», где могут трудиться больше 200 человек. В некоторых из них достаточно быстро сократили фронт-офисный персонал, который отвечал за генерацию нового бизнеса, но при этом оставили весь ключевой производственный персонал, сервисников и часть бэк-офиса. В таких компаниях подбор если и есть, то только на ключевые бэк-офисные позиции и поддержку.

И здесь вполне закономерен вопрос: «А как развивать карьеру дальше?»

Что касается риска падения дохода при переходе из западной компании в российскую, то однозначного ответа нет. С одной стороны, рынок в 2023 году может быть перенасыщен кадрами, в том числе за счёт сотрудников из ушедших компаний, которые откладывали поиск нового места работы на несколько месяцев. С другой стороны, открывается много новых возможностей внутри крупных российских игроков, которым требуется квалифицированный персонал под задачи бурного роста и охвата освободившихся на рынке ниш. Эти компании готовы предлагать достойный уровень оплаты. Причём они вполне конкурировали с западными игроками и раньше — даже в 2021 году, который стал, пожалуй, одним из самых успешных за последние много лет в большинстве отраслей. Таким образом, сохранить тот уровень финансовой мотивации, который был у вас ранее в западной компании, безусловно, можно. Тем более что новые работодатели и так могут сэкономить на привлечении таких кадров: сотрудники в поисках работы переходят в новую компанию без возможного повышения, которое ранее составляло бы в среднем 30% от уровня зарплаты.

Какие позиции будут востребованы

Это прежде всего инженерно-технический персонал, который будет очень актуален как для компаний, нацеленных на импортозамещение, так и для оставшихся под новыми брендами иностранных игроков. Это позиции, связанные с послепродажным направлением: и менеджеры по продажам запасных частей и сервиса, и сервисные инженеры, и продукт-менеджеры, которые будут заниматься развитием новых продуктов и направлений. Это позиции, касающиеся управления продажами, поскольку на фоне бурного роста оставшихся компаний и импортозамещения требуются новые компетенции, больший опыт в управлении, готовность активно развивать существующую продуктовую линейку. А вот менее актуальными в ближайшие месяцы будут позиции менеджеров по продажам нового оборудования.

В целом важно понимать, что профицита в экспертных сотрудниках, имеющих за плечами большой опыт, вряд ли стоит ожидать, поскольку в течение прошлого года мы, наряду с уходом компаний, столкнулись и с существенным оттоком персонала из страны. Причины разные, но основная состоит в том, что компании, уходящие с российского рынка, активно перевозили своих сотрудников в другие страны. А кто-то, имея возможность удалённой работы, уезжал сам. Таким образом, охота за сильными специалистами и менеджерами, очевидно, продолжится и в 2023 году.

При этом, если вы столкнулись со сложностями в поиске нового места работы или с отсутствием вакансий по специализации в своём регионе, не бойтесь перемен. Не упускайте шанс посмотреть на рынок и его возможности шире — возможно, переезд в другой регион России или переход в новую для себя индустрию, где может быть востребован ваш опыт, откроет перед вами новые перспективы и позволит сделать тот смелый шаг, на который вы вряд ли бы решились ещё год назад, оставаясь в зоне комфорта.

Отвечая на вопрос «Что делать?», который мы задали в самом начале материала, можно дать короткий совет: нужно делать. Мы живём в эпоху перманентного кризиса, когда нужно постоянно приспосабливаться к внешней среде — часто в ущерб личному комфорту. Но именно разрыв привычных шаблонов чаще всего приводит нас к результату.

🚩 Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи

К другим статьям