Рынок промышленного оборудования: что с ним происходит и как развивать там карьеру
⏱ 7 минут полезного чтения
Что случилось на рынке?
Для начала зафиксируем точку отсчёта. Итак, многие компании ушли и высвободили большое количество персонала. Полноценно рынок этого ещё не прочувствовал, поскольку, закрывая представительства, многие выдавали сотрудникам от 1 до 10–15 окладов, оставляя возможность людям немного выдохнуть, остановиться, восстановить ресурсы. И этот период восстановления у многих занял как раз полгода-год, то есть экс-сотрудники только сейчас начинают выходить на рынок.
Да, в промышленном оборудовании количество вакансий значительно снизилось — но они есть. Здесь важно учитывать два фактора. Первый — география: рынки автоматизации, например, в Екатеринбурге или Новосибирске пострадали больше, чем в Москве. Второй фактор — это, конечно, специализация: вакансий по инженерным и сервисным специальностям сейчас гораздо больше, чем сейлзовых, за исключением разве что продаж запчастей и сервисных услуг, которые ещё актуальны и позволяют оставшимся западным компаниям поддерживать себя на плаву.
Что касается ушедших компаний, то важно понимать, что они делятся на три основные категории.
Первая — это компании, которые «реально ушли». Это прежде всего европейский и американский бизнес, которому нечего было терять в силу небольшого объёма продаж на российском рынке. Ещё часть ушла, но условно. Это касается в большей степени компаний, у которых не было своих производственных площадок в России. Также есть компании, которые ушли безвозвратно, но продолжают деятельность в России, ведут её из-за рубежа.
Вторая категория — это компании, которые ушли в тень: они не афишируют своё присутствие в России и не ведут маркетинговой деятельности. Если говорить проще, продают и производят, но очень тихо и практически незаметно для внешнего рынка. Их можно поделить на два условных типа. Первые — те, кто остаётся под своим же именем, но нигде его не светит. Продажи идут, поставки — тоже, производство работает. Вторые — это те, кто переименовался, но также в том или ином виде подчиняется штаб-квартирам, придерживаясь стратегии «тише воды, ниже травы». Такие компании, как правило, не ведут найм вообще или ведут его точечно, с целью заменить ключевых ушедших сотрудников.
К третьей категории мы отнесли тех, кто «собирается продавать бизнес». Это компании, которые практически сразу громко заявили о продаже своих активов — и производств, и сервисных центров. Как правило, это «гиганты», где могут трудиться больше 200 человек. В некоторых из них достаточно быстро сократили фронт-офисный персонал, который отвечал за генерацию нового бизнеса, но при этом оставили весь ключевой производственный персонал, сервисников и часть бэк-офиса. В таких компаниях подбор если и есть, то только на ключевые бэк-офисные позиции и поддержку.
И здесь вполне закономерен вопрос: «А как развивать карьеру дальше?»
Если для вас важны корпоративная культура, западный подход к менеджменту, сохранение уровня дохода, то это один из наиболее выгодных вариантов. В такие компании переходили если и не полным составом ушедших брендов, то как минимум с сохранением топ-менеджмента и самых ключевых сотрудников. Здесь наблюдается тренд на удержание и поддержку того качества, той культуры, тех ценностей и сервиса по отношению к потребителю, которые были ранее. Сейчас ново-старые компании только начали найм сотрудников. Но нельзя забывать и о рисках: такие компании хоть и не стартапы, но работают на самоокупаемость, не имея зарубежной поддержки. Сложно предсказать, что с ними будет дальше в условиях текущей меняющейся внешней среды.
В них уже перешли или переходят представители зарубежных компаний, полностью ушедших с рынка. Здесь озадачиваются такими вопросами, как бренд-менеджмент, корпоративная культура, мотивация персонала, соцпакет. В текущих реалиях российским компаниям надо как минимум конкурировать со старо-новыми игроками, как максимум — заменить прежние подходы, которые просто перестают работать.
Разговоры о том, что к нам на рынок сейчас придёт много азиатских, в частности китайских, компаний, — это, скорее, популизм. Японские и корейские бренды во многом придерживаются политики Запада, Китай — в меньшей мере, но на нашем рынке крупные китайские компании можно пересчитать по пальцам. Китайский бизнес в своей массе работает и заходит через дистрибьюторов или представительства, что не создаёт много рабочих мест. Но присмотреться к имеющимся, не ушедшим и только появившимся азиатским брендам однозначно рекомендуем, отбрасывать их не стоит.
Рассмотреть варианты, когда ваши знания и функционал могут хоть и с небольшим даунгрейдом, но быть полезными в других, более востребованных на текущий момент функциях. Особенно это актуально для инженерных специальностей. Например, если вы занимались продажами оборудования, можно рассмотреть позиции в продакт-менеджменте.
Речь о том, чтобы сменить продуктовое направление на смежное, но при этом остаться в рамках того же функционала. Например, если вы работали в продажах АСУ ТП, имеет смысл рассмотреть продажи сложного электротехнического оборудования. Продавали насосное оборудование? Рассмотрите продажи запасных частей или сервис для того же насосного оборудования, которое вам хорошо знакомо. Старайтесь смотреть на рынок шире, не сужать поиск только рамками одной специализации или продукта.
Вариант отличен от прошлого тем, что здесь мы говорим о переходе на рынки, которые никак не связаны с вашими материнскими, но где могут быть полезны ваши навыки. Если вы, например, умеете работать в проектных продажах электротехнического оборудования, рассмотрите для себя переход на рынок стройматериалов в объектных продажах. Или один из наших примеров: сотрудник с рынка HVAC из проектных продаж перешёл на рынок медицинского оборудования в госпитальные проектные продажи, хотя этот рынок очень неохотно принимает новичков. У нас также были успешные примеры, когда люди из продаж оборудования переходили на рынок строительных материалов. Или, например, занимались продакт-менеджментом на рынке автомобилей, а перешли в то же управление продуктом, но уже в сегменте медицинского оборудования.
Что касается риска падения дохода при переходе из западной компании в российскую, то однозначного ответа нет. С одной стороны, рынок в 2023 году может быть перенасыщен кадрами, в том числе за счёт сотрудников из ушедших компаний, которые откладывали поиск нового места работы на несколько месяцев. С другой стороны, открывается много новых возможностей внутри крупных российских игроков, которым требуется квалифицированный персонал под задачи бурного роста и охвата освободившихся на рынке ниш. Эти компании готовы предлагать достойный уровень оплаты. Причём они вполне конкурировали с западными игроками и раньше — даже в 2021 году, который стал, пожалуй, одним из самых успешных за последние много лет в большинстве отраслей. Таким образом, сохранить тот уровень финансовой мотивации, который был у вас ранее в западной компании, безусловно, можно. Тем более что новые работодатели и так могут сэкономить на привлечении таких кадров: сотрудники в поисках работы переходят в новую компанию без возможного повышения, которое ранее составляло бы в среднем 30% от уровня зарплаты.
Какие позиции будут востребованы
Это прежде всего инженерно-технический персонал, который будет очень актуален как для компаний, нацеленных на импортозамещение, так и для оставшихся под новыми брендами иностранных игроков. Это позиции, связанные с послепродажным направлением: и менеджеры по продажам запасных частей и сервиса, и сервисные инженеры, и продукт-менеджеры, которые будут заниматься развитием новых продуктов и направлений. Это позиции, касающиеся управления продажами, поскольку на фоне бурного роста оставшихся компаний и импортозамещения требуются новые компетенции, больший опыт в управлении, готовность активно развивать существующую продуктовую линейку. А вот менее актуальными в ближайшие месяцы будут позиции менеджеров по продажам нового оборудования.
В целом важно понимать, что профицита в экспертных сотрудниках, имеющих за плечами большой опыт, вряд ли стоит ожидать, поскольку в течение прошлого года мы, наряду с уходом компаний, столкнулись и с существенным оттоком персонала из страны. Причины разные, но основная состоит в том, что компании, уходящие с российского рынка, активно перевозили своих сотрудников в другие страны. А кто-то, имея возможность удалённой работы, уезжал сам. Таким образом, охота за сильными специалистами и менеджерами, очевидно, продолжится и в 2023 году.
При этом, если вы столкнулись со сложностями в поиске нового места работы или с отсутствием вакансий по специализации в своём регионе, не бойтесь перемен. Не упускайте шанс посмотреть на рынок и его возможности шире — возможно, переезд в другой регион России или переход в новую для себя индустрию, где может быть востребован ваш опыт, откроет перед вами новые перспективы и позволит сделать тот смелый шаг, на который вы вряд ли бы решились ещё год назад, оставаясь в зоне комфорта.
Отвечая на вопрос «Что делать?», который мы задали в самом начале материала, можно дать короткий совет: нужно делать. Мы живём в эпоху перманентного кризиса, когда нужно постоянно приспосабливаться к внешней среде — часто в ущерб личному комфорту. Но именно разрыв привычных шаблонов чаще всего приводит нас к результату.
🚩 Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи ⏫