Как нанять официанта: советы малому бизнесу и не только

Официант в общепите автоматически повышает рейтинг заведения. Но только если он справляется со своими обязанностями, приятен в общении и мастерски решает деликатные ситуации. Как это понять на этапе собеседования? Рассказываем хитрости приёма официантов. Составить список вопросов, которые стоит задать кандидату во время собеседования, нам помогла Елена Лондарь, консультант Премии HR-бренд и Рейтинга работодателей России hh.ru.
Ольга Плескань
Ольга Плескань
автор статей

⏱ 3 минуты полезного чтения

Как театр начинается с вешалки, так организация общественного питания начинается с официантов, встречающих гостей в зале. Посетители пришли не просто вкусно поесть — они хотят расслабиться в уютной атмосфере, получить хорошее обслуживание и почувствовать внимание к себе. Плохой сервис практически всегда приводит к тому, что гости «голосуют ногами» и больше не посещают заведение, даже если в нём отличная кухня. Поэтому для официанта важны клиентоориентированность, мотивация, умение разрешать конфликтные ситуации — так, чтобы гость захотел вернуться.

Официант — это твоё отражение в зале. Важно, как он общается, какие книжки читал, какую музыку слушает. И если он, кроме, например, рэпа, ничего не слушает, мне не важно, что он крутой или знает, как сервировать банкет в обнос. Сервировке можно научить, а вот умению общаться на уровне гостей ресторана — нет. Важен кругозор, а это или есть у человека, или нет.
Ануш Мирзоянц, шеф-повар, хозяйка кулинарной школы, автор кулинарного проекта #карантинeat

Эксперты hh.ru составили список вопросов, которые пригодятся на собеседовании претендента на вакансию официанта.

► Чем вас привлекает работа в ресторанном бизнесе?

В ответ на этот вопрос хорошо бы услышать, что кандидату интересно в работе официанта, какие преимущества он в ней находит. Труд в общепите физически и морально тяжёлый, посетители постоянно меняются, официант часто сталкивается с конфликтами и неадекватными требованиями. И если нет внутренней мотивации и чёткого понимания сути профессии — очень быстро наступит эмоциональное выгорание, официант или уволится, или будет работать плохо.

► Расскажите о вашем самом ярком посещении ресторана в качестве гостя?

Из ответа можно понять, насколько кандидат внимателен, на что он обращает внимание и, соответственно, не пропустит ли чего-то важного в своей работе.

► Есть ли какая-либо категория людей, которых вы ни за что не согласились бы обслуживать?

Сверьте свои ценности с ценностями кандидата. Вы должны быть на одной волне!

► Если молодые люди показывают вам фальшивое или не своё удостоверение личности, заказывая алкоголь, что будете делать?

Ответ на этот вопрос покажет, может ли официант выйти из спора мягко, не создавая конфликт с посетителями, не привлекая внимание других гостей и оставаясь в рамках закона. Его неправильные действия приведут к тому, что ваше заведение оштрафуют.

Если кандидат сразу честно скажет, что не знает, как поступить, это тоже хороший ответ, потому что вы можете объяснить ему, что делать.

► Что для вас означает гостеприимство?

Этот вопрос поможет вам выяснить, готов ли сотрудник быть клиентоориентированным: идти навстречу посетителям до определённых пределов, или его личные интересы важнее всего. Например, постоянный гость может попросить посадить его за привычный столик, а он занят. Узнайте, что предложит сделать официант в такой ситуации.

► Каковы, по-вашему, самые распространённые причины конфликтов между людьми?

Конфликтов в работе официанта всегда много. Он посредник между посетителями и кухней, и на него валятся все «шишки» с обеих сторон. Выслушайте ответ кандидата — и вы узнаете, объективно ли он относится к себе, не завышена ли у него самооценка, как он решает конфликты. Если он уверен, что надо добиваться справедливости любой ценой, вряд ли вам он подойдёт.

► Как вы реагируете, когда дела идут не так, как планировалось?

Официант должен быть всегда одинаково доброжелательным и приветливым. Даже если его личные дела не в порядке, а гости заведения капризны и требовательны. По ответу вы поймёте, умеет ли кандидат «держать лицо» и сохранять спокойствие в любой ситуации.

На интервью я спрашиваю кандидатов, что не нравилось на прошлом месте работы, про любимых авторов книг, любимую музыку. Я смотрю на то, как официант себя подаёт. Насколько заискивает, насколько хочет произвести впечатление — это уже минус. Профессионал оценивает себя трезво, не пытаясь понравиться. Заискивающие официанты из серии «Чего изволите?» — пережиток 1990−2000-х, сейчас гости, приходя в кафе, хотят видеть обслуживание, а не прислуживание.
Ануш Мирзоянц, шеф-повар, хозяйка кулинарной школы, автор кулинарного проекта

 

К другим полезным статьям