Вдохновляющие HR-практики и тренды в управлении персоналом
17 октября 2022•
18 609
Работа с персоналом требует постоянного включения и идей, отвечающих времени. Но где искать для этого вдохновение и информацию? Один из источников — Премия HR-бренд hh.ru. Флагманский проект призван не только отметить лучшие подходы в области управления персоналом и репутацией, но и рассказать о них как можно большему числу людей. Это помогает компаниям адаптировать идеи других для себя или придумать что-то новое. Об интересных практиках, а также о трендах в HR-сфере на MeetUp hh.ru 2022 рассказала HR-эксперт и консультант проектов hh.ru Елена Лондарь.
Дарья Скорых
автор статей
Атмосфера в компании и привлекательность корпоративной культуры остаются одними из определяющих факторов при выборе места работы. Эти критерии, по данным hh.ru, вошли в топ-10 по важности у соискателей. Эйчары и руководители бизнеса это понимают и стараются оправдывать ожидания сотрудников. Впрочем, сделать это не всегда просто. В деле управления персоналом компаниям приходится учитывать не только обстановку внутри команды и на рынке труда в целом, но и брать в расчёт глобальные тенденции и изменения. А там не всегда стабильно. Тем не менее участники Премии не ослабляют хватку и следят за веяниями, представляя проекты, созвучные реалиям и даже с взглядом на будущее.
Времена и действительность и правда диктуют свои условия, поэтому в 2021 году в презентациях претендентов и победителей эксперты Премии выделили 6 основных трендов в работе с сотрудниками:
Автоматизация или цифровизация HR-процессов — стабильно самый популярный тренд в течение последних четырёх лет.
Обучение персонала, особый упор на диджитал — цифровые и информационные технологии быстро шагают вперёд. Персоналу помогают осваивать новые вводные и учат его с помощью всё тех же технологий.
Аналитика управления кадрами — анализ данных даёт возможность совершенствовать процессы внутри компании и принимать обоснованные решения.
Well-being, ESG, забота не только о сотрудниках, но и об обществе — компании стали более внимательны к людям и к окружающей среде во время и после пандемии.
Управление карьерой — работодатели становятся всё больше заинтересованы в развитии сотрудников и формируют для этого необходимую среду.
Шеринг персонала — всё чаще компании привлекают внешние временные ресурсы вместо набора персонала в штат. Это экономит время и бюджет.
Елена Лондарь подобрала пять иллюстрирующих тренды проектов от одной крупной компании, а также нескольких средних и маленьких бизнесов. Предлагаем изучить их подробнее.
Кейс «М.Видео Эльдорадо»: забота о природе и бонусом — привлечение ИТ-специалистов
В желании привлечь новых разработчиков компания пошла нестандартным путём и запустила социально-экологический проект Drone Ecozone, разработав для него программное обеспечение. Он должен был решить сразу три задачи:
Заинтересовать потенциальных кандидатов.
Заострить внимание на вопросах сохранения природы.
Помочь благотворительному фонду.
Суть проекта настолько же проста и понятна, насколько интересна: пользователи из любой точки России совершают виртуальный полёт над самыми красивыми местами страны и делают фотографии. Для этого им нужно:
Зарегистрироваться на сайте и выполнить задание, чтобы разблокировать дрон.
Выбрать место полёта и съёмки.
Управлять дроном в течение пяти минут и делать фотографии.
Лучшие изображения уже стали украшением худи, футболок и шоперов с указанием координат съёмки и автора — всего около 1500 единиц мерча. Благотворительную коллекцию создали вместе с российским брендом «Запорожец Heritage».
Деньги с продажи каждой вещи с авторскими фото передали на реализацию программ «Красивые дети» и «Красивый мир» — на помощь детям с челюстно-лицевой патологией и поддержку нацпарков и заповедников России.
Экопартнёрство сработало на имидж и выделило бренд работодателя среди конкурентов.
Кейс компании «Звук»: аналитика и прогресс в работе с соискателями
Здесь задумались о том, как улучшить уже существующие HR-процессы, сделав их более оперативными, удобными и эффективными. В итоге на каждом этапе работы аудиосервис подключил аналитику. В частности:
Включил анализ в ежемесячные планёрки с топ-менеджментом по вопросам статусов плановых задач.
Сделал встречи руководителя и исполнителей проектов в режиме 1:1 регулярными — для более подробной отчётности.
Перешёл на спринты в подразделениях, то есть чёткое планирование работы и обозначение критериев её успешности.
Дал возможность каждому сотруднику оставить фидбэк по обновлениям продукта.
Организовал ежемесячные митапы.
Такая системность хорошо сказалась как на самом качестве работы сервиса и его продукта, так и дала другие, не менее важные результаты:
Текучесть кадров сократилась на 22%.
Экономия годового бюджета — 6 миллионов рублей.
В работе с соискателями аналитика также сыграла свою положительную роль.
Кейс группы компаний «Железно»: робот-тренер и навыки коммуникаций
Этот работодатель строит жилые комплексы в разных городах и некоторые из них снабжает системой «умный дом», за которую отвечают ИТ-сотрудники. Часто именно они объясняют клиентам, как работают новейшие разработки, для чего они нужны в квартирах и почему на это стоит обратить внимание. Как оказалось, задача для технарей непростая: нужно не только заинтересовать клиента, но и понятно рассказать, как чайник сможет включиться сам до вашего прихода в квартиру или как данные счётчиков автоматически попадут в управляющую компанию.
В компании поняли: чтобы снизить стресс и обеспечить разработчикам комфортное общение с покупателями, их нужно научить коммуникации. Нанимать сторонних преподавателей не стали, а просто перепрограммировали корпоративного робота Григория, который уже помогал с другими задачами, а теперь взял на себя диджитал-обучение по проекту «Выйди в реальность». Целевой аудиторией стали:
Сотрудники, которые вернулись в офис после долгой удалёнки.
Работники от 16 до 20 лет.
Те, кто должен много общаться по работе, и те, кому это даётся с трудом.
Первый шаг — обучение:
Для определения уровня сложности уроков робот проводит тест.
После этого разрабатывается индивидуальный план обучения.
Во время занятий робот записывает процесс на видео и даёт эмоциональную обратную связь подопечному.
Второй шаг — закрепление новых знаний:
Отработка навыков общения с помощью специальной системы обмена монет с коллегами: сотрудники делают запись в виртуальном «Монетном дворе» с благодарностью коллеге или дарят ему её лично.
Сразу после такого обучения ИТ-специалистам удалось заключить две сделки с клиентами — до этого разработчики до этапа продаж не доходили. Прокачку разговорного таланта прошли 34 работника компании, а вовлечённость персонала в целом выросла в 2,5 раза.
Кейс высшей онлайн-школы «Среда обучения»: выгоранию сотрудников — нет
Когда появились тревожные звоночки коллективной усталости, руководители школы рассудили, что лучше предотвратить стресс и потерю интереса к работе у сотрудников, чем потом бороться с этим по факту. Так они придумали проект «Среда выгорания». Понять склонность работников к выгоранию помогли ключевые факторы оценки:
Качество работы
Степень их инициативности
Регулярность отдыха
Особенности общения с коллегами
Вовлечённость в корпоративную жизнь компании
Сам факт отсутствия или присутствия выгорания
Чтобы получить комплексную и объективную картину, данные по этим метрикам собирали у самих сотрудников, а также с помощью руководства и отдела кадров. От эйчаров требовалось не допустить перехода персонала из зелёной и жёлтой зон в красную, где риск «сгореть на работе» самый большой. Удалось.
Кейс девелопера — группы компаний «Талан»: шеринг персонала и управление карьерой
Строительная компания решила не раздувать штат, а нанимать сотрудников, которые уже заняты на каком-то ещё объекте удалённо. Разумеется, в их свободное от основных задач время. Речь не о тех, кто непосредственно кладёт кирпичи, то есть работает на самой площадке, а об офисном персонале — о тех, кто занимается сметами, проектной документацией и прочим. К этому подтолкнули пара моментов:
Ограниченность рынка труда в небольших городах — сильных специалистов там не хватает.
Влияние пандемии.
При этом:
Компания уже работала в удалённом формате с 2019 года и была готова продолжить.
Не все сотрудники, нужные застройщику, были готовы переезжать, а значит, нужно было искать другое решение.
Руководство размышляло, что делать с перепадами в занятости персонала.
Оценив всю картину, организация поняла, что самым оптимальным будет именно заимствование сотрудников. Это позволило ГК «Талан»:
Увеличить производительность труда на 20%.
Дать возможность привлечённым со стороны профессионалам развить компетенции, обменяться опытом с коллегами и побыть экспертами.
Увеличить доход сотрудников на 75%.
Такое решение кадрового вопроса — пример грамотного и рационального подхода. Прежде всего, для самих работников.
Советы тем, у кого работа с брендом работодателя только начинается
Наверняка представленные проекты уже дали нужный импульс, и вам хочется что-то из этого привнести в свою компанию или, оттолкнувшись от них, разработать собственную программу для поддержания и вовлечения кадров. В том случае, если вы ещё не задумывались над HR-процессами в принципе и поступали в этом вопросе интуитивно, лучше придерживаться последовательного плана. Составили памятку, которая поможет идти от логического начала и проверять себя на каждом этапе.
Подготовка:
Узнайте, какое впечатление вы как работодатель производите сейчас: выясните мнение действующих сотрудников и соискателей, изучите отзывы в соцсетях.
Узнайте больше о своей целевой аудитории и о том, что именно может привлечь её в вас.
Детально продумайте план продвижения компании и систему коммуникации с теми, кто на вас работает и хотел бы работать.
Аналитическая работа предстоит серьёзная, но благодаря ей вы будете точно понимать, кто вы и что вам нужно, чтобы стать ещё лучше. А главное, как к этому прийти. И наконец, самая приятная новость в том, что не нужно проделывать этот путь в одиночку — можно привлечь профессионалов и использовать проверенные инструменты для работы с брендом и репутацией. Какие есть варианты?
Бренд-центр hh.ru — там соберут данные, на основе которых помогут с позиционированием на рынке труда.
Рейтинг работодателей России hh.ru — когда будете готовы, заявите о себе и поборитесь за лидерство. Не только победа, но и участие пойдёт имени компании на пользу (подходит компаниям численностью 100+ сотрудников).
Премия HR-бренд — конкурс HR-проектов, где вы можете представить свой опыт, стать трендсеттером и заявить о себе ещё увереннее.
Советуем также изучить другие проекты номинантов Премии 2021, чтобы получить ещё больше информации о способах работы с брендом работодателя.