Удалёнка: найти и не сдаваться
⏱ 12 минут полезного чтения
То, что ещё вчера казалось невозможным — работать из любой точки мира и выполнять все поставленные задачи, сегодня вполне реально, если обе стороны стороны — и работодатель, и сотрудник — понимают процесс и каждый осознаёт свою меру ответственности за результат. При этом очевидно, что удалёнка — всего лишь инструмент, который может как улучшить, так и ухудшить качество жизни. И это один из выборов, который каждый может сделать, исходя из своих жизненных и профессиональных приоритетов, склонностей и особенностей, профессиональной принадлежности и многого другого. Кто-то находит и баланс, и успокоение в возможности работать из дома, а кто-то ощущает себя одиноким, демотивированным и вечно раздражённым. Но без практики довольно сложно понять, какой формат и график работы подходит именно вам, поэтому, если есть желание, стоит рискнуть и потестировать удалёнку хотя бы в пилотном режиме.
Как пройти собеседование на удалённую позицию
Для начала стоит честно ответить на вопросы: чего вы ждёте от новой работы и от компании, куда отправляете резюме. Денег, профессионального опыта, адекватного руководства и общения в классной команде или же динамичного роста и драйвовых задач? Здесь не может быть неправильных ответов, если они действительно ваши, а не те, что навязаны социумом или работодателем. Лучше выписать все ответы и посмотреть, насколько они противоречат друг другу или же дополняют. Например, вряд ли амбициозный карьерный рост будет хорошо сочетаться с полусемейной спокойной корпоративной культурой.
Второй блок вопросов связан с тем, чего вы не готовы делать и терпеть ни при каких обстоятельствах. Для кого-то неприемлемы сообщения от руководителя, отправленные в ночи, или работа по выходным, а кому-то вряд ли понравится тратить 40% рабочего времени на выполнение рутинных задач. На этом этапе также важно себе честно признаться — идеальных компаний не бывает, есть лишь те, где вам будет хорошо или плохо. Иначе говоря — насколько те «неидеальности», что есть в компании, совместимы с вами. Вспомните фильмы про трейдеров с Уолл-стрит: для одних это невыносимые условия труда, а другие испытывают драйв.
«Заготовку» лучше сделать заранее и не упускать возможности задать вопросы в конце собеседования или по ходу встречи. Многие соискатели ограничиваются темами о зарплате и социальных льготах, однако это явное упущение. Рекрутеры всегда обращают внимание на то, что интересует кандидата. Вопросы могут быть самыми простыми — например, какой он, идеальный кандидат на эту позицию, или чего ждёт компания от сотрудника в первые три месяца работы. Есть варианты и посложнее: скажем, попросить нанимающего менеджера рассказать о каком-нибудь вопиющем случае неподобающего поведения на удалёнке со стороны сотрудника. С одной стороны, по реакции эйчара можно многое сказать о стиле управления, корпоративной культуре компании, с другой — картина мира потенциального сотрудника, набор его ценностей и компетенций видны из тех вопросов, которые он задаёт, а не из тех ответов, которые он даёт. Так что синхронизируйте правила игры.
О формате и режиме лучше спросить ещё на старте общения с рекрутером. Компания может работать в гибридном формате, но есть роли, особенно на старте карьеры, где полная удалёнка нежелательна или вовсе не допустима.
Есть и другие формальные, но важные вещи, о которых лучше узнать заранее. И не нужно бояться выяснять все нюансы на берегу — от выбора места работа во многом зависит ваше финансовое положение, эмоциональное состояние.
Нанимающие менеджеры, которые каждый день собеседуют десятки кандидатов на удалённые позиции, рекомендуют предварительно изучить всю информацию о компании в социальных сетях, на сайте, в публикациях СМИ, чтобы понять её принципы работы, ценности. На собеседовании стоит делать акцент, какую пользу вы сможете принести команде, компании на этом месте. В дистанционной работе очень важны самоорганизованность и ориентация на результат, эти скилы и нужно продемонстрировать.
Устроиться на удалённую позицию для многих оказывается не так сложно, как адаптироваться к новым формату, команде, правилам. Особенно если изменить пришлось всё, включая профессию, рабочий режим и отрасль компании.
Как адаптироваться
Адаптация является одним из самых стрессовых моментов в жизни любого человека, даже если у него за плечами 20 лет профессионального опыта и высшие должности. Это настоящий челлендж, к прохождению которого тоже важно готовиться и продумывать стратегию заранее.
Онбординг — вхождение в компанию, команду, должность, как показывает практика, гораздо мягче проходит в очном формате, даже если в дальнейшем предполагается полная удалёнка. Так что можно договориться с руководителем о том, чтобы первые несколько месяцев хотя бы изредка посещать офис и проводить время с коллегами.
Хорошо, если в компании есть практика «приставлять» к новичку наставника или buddy — человека, к которому всегда можно обратиться с любым вопросом, касающимся работы и жизни компании. В идеале это должен быть человек из команды, который в курсе всех процессов, проектов и знает людей, нюансы коммуникации. Если такого наставника нет, ничто не мешает заручиться поддержкой коллег и проявить инициативу — назначить встречу-знакомство, где можно рассказать о себе, уточнить, к кому, с какими вопросами, в какие каналы коммуникации и в какое время лучше «стучаться».
Многие компании разрабатывают свои правила общения на удалёнке, и было бы хорошо заранее узнать формат, каналы и частоту коммуникации, что допустимо, а что — нет. Опять же, помним, что кого-то могут раздражать сообщения, отправленные в нерабочие часы, или голосовые. Чем больше нюансов удастся выяснить заранее, тем эффективнее и приятнее будет общение с новыми коллегами.
Если хочется работать удалённо, но в компании такой возможности нет
Если вы хотите работать удалённо, но со стороны компании есть барьеры, первое, что нужно сделать, — выяснить, что реально пугает руководителя или команду. Без разговора на равных с профессиональной позиции не обойтись. Страхи могут быть разными, как обоснованными, так и нет. Начальник может опасаться потери контроля и авторитета в ваших глазах или в глазах коллег. Или у него мог быть негативный опыт взаимодействия с удалённым сотрудником — и теперь он переносит его на вас. А возможно, ему очень важно поддерживать атмосферу единства и командности в офисе. Догадок может быть много, но только открытый разговор поможет пролить свет на ситуацию. В таком случае можно использовать такие конструкции, как: «Мне кажется», «У меня создаётся ощущение», «Я чувствую» и так далее, чтобы высказать свою гипотезу. А потом можно попросить человека либо подтвердить её, либо опровергнуть, и рассказать о своём видении.
Далее — важно предложить конкретное решение. Например, установить так называемый пилотный срок, например месяц или три, за который вы сможете работать удалённо, а ваш руководитель — оценить эффективность и подтвердить либо забыть все свои опасения. Для этого необходимо:
- чётко сформулировать задачи;
- обозначить сроки их выполнения;
- определить способ фиксации и отслеживания результата в моменте (речь о динамике, точках контроля и инструментах коммуникации).
В качестве инструментов для постановки задач и отслеживания результативности можно использовать бесплатные таск-трекеры, которых сегодня на рынке представлено огромное множество. Например, Trello.
Дальше все вопросы уже на вашей стороне: что вы будете делать, чтобы достичь поставленной цели, как увидите, что приближаетесь к ней?
Бывает и так, что препятствием на пути к желанной удалёнке может быть команда. Например, коллеги предпочитают работать из офиса и для них дистанционный формат работы неприемлем. В таком случае придётся найти доводы и подходы к самым ярым противникам и выбрать удобные для всех форматы проведения совещаний, обмена информацией. Чудеса дипломатии заключаются в том, чтобы удовлетворить интересы всех сторон, а не отстаивать свою точку зрения до последнего. Нужно признать, что есть определённая оторванность от команды, если речь идёт о работе на удалёнке.
Важный момент — это связь с командой. Лучше заранее предупреждать коллег, на какое время вы отлучаетесь, даже если предстоит 10-минутная прогулка с собакой. И в целом лучше придерживаться определённого графика, чтобы все понимали, когда вы начинаете работать и когда заканчиваете. Форс-мажоры не в счёт.
И ещё — не бойтесь говорить о трудностях, сомнениях руководителю и команде. Это гораздо лучше, чем уйти на удалёнку и остаться один на один со своими страхами и фрустрацией. И помните, что выход есть из любой ситуации, главное — найти свою «дверь».
Как сохранять продуктивность
Многие из тех, кто вынужденно ушёл на удалёнку в начале пандемии, столкнулись с проблемами похуже сомневающегося начальника. Сохранять рабочий ритм, поддерживать продуктивность, не проваливаться в моменты, когда еда, дети, друзья, домашние животные, сериалы и прочее отнимают большую часть рабочего времени и мешают погрузиться в процесс, — всё это по-прежнему актуальные проблемы. За время пандемии удалённые сотрудники успели найти свои рецепты, как выстраивать процесс удалённой работы, и даже переосмыслить их. Есть то, что, несомненно, стоит взять на вооружение.
1. Сформировать свой режим работы и отдыха. Когда мы находимся в офисе, там уже есть сформированная рабочая среда — так или иначе регламентировано время прихода и ухода, перерывы на обед и кофе-паузы. Такую среду можно воссоздать и в домашних условиях. Причём не обязательно, чтобы каждый день был похож на предыдущий. Во вторник у вас может быть с утра тренировка, а в среду — общее онлайн-собрание с коллегами. Лучше составить недельный режим и придерживаться его. И, конечно, поставить в известность команду.
2. Создать рабочее пространство. Как ни крути, это должно быть выделенное рабочее место со столом и удобным стулом, хотя у каждого свои предпочтения.
3. Найти свои наиболее продуктивные часы. Все люди разные, кто-то решает 101 дело утром, а кто-то раскачивается только к вечеру и успевает завершить всё намеченное к полуночи. В этом нет ничего страшного, главное — определить то самое время, когда проблемы превращаются в решения.
4. Создать рабочие ритуалы. Лучше всего задействовать в этом процессе все органы чувств. Например, запахи: это может быть горячий кофе, благовония, цитрусовые натуральные ароматизаторы — ароматы помогут настроиться на рабочий лад. Или тактильность: найти подходящую одежду для работы из дома, собрав несколько комплектов в стиле smart casual, в которой будет удобно и при этом не стыдно предстать перед коллегами в любой момент. Другой вариант — выбрать какую-то приятную на ощупь вещь, способную вернуть рабочее настроение.
Дальше — визуальный контакт. Не обязательно ставить на стол фотографию директора, а вот найти подходящие обои для рабочего стола на компьютере, классный календарь с подбадривающими фразами или даже открытки с вдохновляющими изображениями точно можно, чтобы помочь себе войти в ресурсное состояние. Если вы аудиал, подумайте, какая музыка вас заряжает энергией и при этом не мешает работать. Просто проанализируйте, что приносит вам удовольствие, и заведите свой приятный ритуал.
5. Менять места работы, если всё приелось. Работать, как оказалось, можно не только из дома, коворкинга, кафе, парка, отеля, но и даже из домика в деревне. Стабильный интернет и комфортное место — всё, что нужно.
6. Искать то, что вас питает внутренне. И это универсальная рекомендация вне зависимости от того, какой формат работы вы предпочитаете.
Работа — это не единственная, но очень важная часть нашей жизни. И если мы тратим огромное количество энергии, её важно восполнять и вовремя переключаться. Для одних — это поход на выставку или в кино, поездка на рыбалку или езда на лошадях, рисование, поход на йогу или в зал. Кому-то нравится общение с детьми, кого-то бодрят настольные игры с друзьями детства, а кто-то фанатеет от игр. И это здорово! Но самая классная опция, которая у нас есть сегодня — попробовать что-то новое.
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи ⏫