Выйти из «режима Хатико»: как получать больше приглашений

Работа мечты сама себя не найдет. Но, даже раз за разом откликаясь на интересные вакансии, всё равно можно получать отказы. Разберемся, как обратить на себя внимание лучших работодателей. Спойлер: еще раз проверить резюме и понять, по какому принципу работает поиск.
Ирина Жильникова
Ирина Жильникова
журналист, автор hh.ru

⏱ Время прочтения — 10 минут

Большинство экспертов рынка труда сходятся во мнении, что сегодня выбирают не работодатели, а соискатели. Однако у кандидатов на этот счет свои наблюдения — даже низкий уровень конкуренции в определенных профессиональных областях, увы, не гарантирует повышенного внимания от HR-специалистов. Когда на странице «Отклики и приглашения» нет «входящих», начинаешь ругать сайт с его умными алгоритмами. Но проблема чаще всего кроется не в них. Рекрутеры за секунды считывают необходимую информацию в резюме и прощаются с кандидатами, если их что-то не устраивает в опыте работы или настораживает в коммуникации. И у них на это как минимум пять причин.

1. Резюме без указания зарплаты или с зарплатными ожиданиями значительно выше/ниже рынка. Отсутствие зарплатных ожиданий вызывает не меньше вопросов, чем вакансии с расплывчатой формулировкой в описании: «по договоренности с успешным кандидатом». Несовпадение финансовых интересов лучше прояснить заранее. Это причина номер один, из-за которой чаще всего соискатели получают отказ. Не указывать ожидания по зарплате из-за надежды получить в конечном счете больше — плохая стратегия, на первом собеседовании работодатель всё равно спросит о финансовой мотивации. Как указать адекватный уровень зарплаты и при этом не прогадать? Следите за аналитикой рынка труда в вашем регионе, анализируйте вакансии — сколько в среднем готовы предложить работодатели на аналогичных позициях со схожим функционалом и опытом работы. Отталкивайтесь не от собственных представлений, а от ситуации на рынке, то есть просматривая уровень зарплат в рекомендуемых вакансиях. Занижать, как и завышать, финансовые ожидания в надежде на приглашение от работодателя тоже не стоит, для большинства рекрутеров это сигнал к тому, что соискатель отчаялся и готов идти на любые ухищрения, чтобы его взяли на работу в силу разных жизненных обстоятельств. Все-таки поиск работы — процесс, в котором должны быть одинаково заинтересованы обе стороны. Важное и полезное умение — договариваться, поэтому для начала можно указать в резюме ожидания по зарплате чуть выше рынка и обратить внимание на реакцию потенциальных работодателей.

Выйти из «режима Хатико»: как получать больше приглашений

2. Стоп-слова. О лексике, из-за которой резюме могут отложить в сторону, мы уже писали. Если коротко: старайтесь избегать шаблонных фраз (даже если их употребляют работодатели в вакансиях), не перегружайте резюме личной информацией (увлечения эзотерикой и high hills можно оставить для социальных сетей), не перебарщивайте с сокращениями и англицизмами, если того не требует профессиональная терминология. Полное, ёмкое и лаконичное — три характеристики, которые отличают лучшее резюме от хорошего. Кроме того, в сопроводительных письмах и в разделе «О себе» лучше обойтись без самоуверенных заявлений типа: «супермен продаж», «всё могу и всё умею». Излишние амбиции, как и скромность, могут сыграть при трудоустройстве в минус.

3. Несоответствие названия резюме искомой вакансии. Одна история, когда название резюме слишком размыто. Например, в заголовке указано — менеджер или инженер. Другая — если в нем встречается всё «древо» смежных профессий: от директора по продажам до специалиста call-центра. И то и другое с одинаковым успехом может быть отклонено рекрутером, потому что важен фокус на одной профессии. Есть и более неочевидные вещи, на которые тоже следует обратить внимание, откликаясь на подходящую вакансию. Дано: на позицию специалиста претендует соискатель с управленческим опытом. У нанимающего менеджера обычно возникают вопросы — по какой причине человек оставил руководящую позицию, насколько он сможет работать в подчинении, не наскучит ли ему рядовая должность и т. п. Решение: в этом случае необходимо честно и открыто рассказать о своих целях в сопроводительном письме. Постарайтесь заранее просчитать все возможные «возражения» со стороны работодателя — от overqualified до низкого уровня адаптивности — и лаконично ответить на них.

4. Минимальная продолжительность работы на одном месте. «Летуны» — именно так называют работодатели сотрудников, раз за разом не способных продержаться в компании больше полугода. Несмотря на то что время, как и форматы сотрудничества с компаниями, меняется, да и ситуации в жизни бывают разные, серьезные работодатели зачастую настороженно относятся к таким кандидатам. Есть и обратная сторона этой медали: у соискателей, за плечами которых 20 лет опыта в компаниях с определенной корпоративной культурой, тоже бывают проблемы при трудоустройстве, поскольку их могут счесть не слишком адаптивными. Как быть тем и другим? Указывать три последних места работы с релевантным опытом для той должности, на которую вы претендуете.

5. Неактуальные навыки. О том, что нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, предупреждал еще Льюис Кэрролл. Навыки устаревают с той же скоростью, с которой зарождаются новые технологии. На какой бы стадии поиска работы вы ни находились — от просмотра вакансий в фоновом режиме до «возьмите меня немедленно», — необходимо следить за трендами в вашей профессиональной области и подкреплять звание «эксперта» новыми пройденными курсами. Чтобы понять, на что ориентироваться, подберите самые интересные вакансии из вашей профессиональной области. Внимательно отнеситесь к тем формулировкам, что используются при описании требований к кандидатам. Коммуникабельность и стрессоустойчивость не в счет. Какие ключевые компетенции требуются? Что рассматривается в качестве преимущества? Каким работодатель видит идеального кандидата и чем ему предстоит заниматься? Используйте похожие формулировки в своем резюме с единственной оговоркой — если у вас действительно имеются соответствующие компетенции и опыт. Если в процессе анализа вакансий вы осознали, что знаний не хватает — пройдите курсы и укажите их в дополнительном образовании. Бывает и так, что возможностей для развития пока нет, тогда есть смысл рассматривать вакансии на порядок ниже желаемой должности.

С самыми проблемными местами в резюме разобрались. Но есть случаи, когда резюме составлено идеально, учтены все нюансы, опыт расписан в цифрах и фактах, а приглашений как не было, так и нет. Тогда нужно посмотреть на проблему шире и обратить внимание как минимум еще на три важных фактора:

Невысокий спрос на специалистов аналогичной профессии в конкретном регионе. Оценить, как обстоят дела с вакансиями в вашем регионе, всегда можно через поиск hh.ru — достаточно указать название искомой должности или конкретный навык, выбрать нужный город и зарплату. Очевидно, что предложений о работе для настройщиков фортепиано или догситтеров в Мурманске будет меньше, чем для водителей. С аналитикой рынка труда поможет hh.индекс. Необходимо выбрать нужный город, профессиональную область и указать другие важные для вас параметры. Система на основе данных о вакансиях и резюме на hh.ru быстро рассчитает, что происходит со спросом и предложением. Учтите, на уровень конкуренции могут влиять дополнительные факторы, будь то сезонность — осенью и весной конкуренция за рабочие места растет, пандемия — в пиковые периоды соискатели не стремятся менять место работы, специализация и т. п.

Рассмотрим конкретный кейс: на одну вакансию инженера-конструктора в Краснодаре приходится примерно три резюме. Но на ведущих инженеров или инженеров, желающих занять руководящую должность, спрос меньше — уже десять человек на место. Решения есть и для таких ситуаций. Если профессия позволяет, можно поискать удаленный формат работы или проектную деятельность, либо обратить внимание на города, где гораздо больше возможностей для развития карьеры в конкретной профессиональной области. Используйте функцию расширенного поиска вакансий на hh.ru. Теперь можно выбрать несколько сфер и других важных параметров, чтобы система подобрала вам самые подходящие предложения о работе.

Репутация соискателя. Стоит помнить, что потенциальный работодатель всегда может позвонить руководителям с предыдущего места работы или обратиться к вашим бывшим коллегам. Обстоятельства увольнения могут быть разными, но опрометчиво сжигать мосты и драматично прощаться, покидая компанию, точно не стоит. Как известно, репутация нарабатывается годами, а теряется за один миг. Тут лучше сразу оговориться: так называемых глобальных черных списков кандидатов не существует. Внутри определенных компаний такая практика может быть, но ее нельзя назвать общепринятой. После собеседования рекрутер может оставлять пометки для коллег, опираясь на личное впечатление после общения. Речь идет о внутренней корпоративной базе, не более того. То есть это коммуникация внутри конкретной компании, которая никак не влияет на решение, рассматривать резюме или нет, рекрутеров из других компаний.

Дискриминация по полу и возрасту. Пожалуй, это самый тонкий и спорный момент, на который никто пока повлиять не может. Пока большинство работодателей не осознают, насколько недальновидно при найме использовать стратегии, основанные на шаблонах и стереотипах, на рынке труда будет существовать проблема нехватки кандидатов и приглашений. Отследить степень дискриминации в вакансиях практически невозможно. С 2013 года в соответствии с российским ТК работодателям в требованиях запрещено указывать любые характеристики, не относящиеся к деловым или профессиональным качествам кандидатов. По-прежнему есть намеки в виде «молодого, амбициозного коллектива» или «работы с молодежным уклоном», но за подобные формулировки к ответственности компанию не привлечь.

К слову, алгоритм не учитывает дискриминационные закономерности в найме со стороны работодателей, а значит, не учится отсеивать кандидатов по признакам пола, возраста и т.п. И это сделано намеренно. По оценке hh.ru, в 2021 году в 49% вакансий встречаются неявные сексистские требования, в 40% можно отметить признаки эйджизма, иначе говоря — дискриминации по возрастному признаку. Ситуация осложняется тем, что работодатели пытаются избежать проблем, которые могут возникнуть из-за нарушения федерального закона N 352. Он касается необоснованного отказа в приеме на работу или увольнения людей, достигших предпенсионного возраста. Больше всего страдают из-за этого соискатели старше 48 лет. Совета три: во-первых, ориентироваться на компании, которые изначально заявляют об открытости diversity-среде и даже в вакансиях делают ставку на разный опыт и разнообразие сотрудников, а также откликаться на предложения от государственных компаний — в них, как правило, возрастные границы намного шире. Во-вторых, в сопроводительном письме имеет смысл акцентировать внимание потенциальных работодателей на разные форматы сотрудничества (по договору ГПХ, ИП, самозанятого и т.д.). В-третьих, необходимо постоянно обновлять знания в своей профессиональной области, следить за трендами и актуальностью навыков, быть гибким и открытым новому, чтобы работодатели видели в вас в первую очередь ценного специалиста.

Как устроен поиск

Несмотря на всё сказанное выше, главное для любого соискателя — попасться на глаза «тому самому работодателю» и получить от него заветное приглашение на собеседование, а потом уже и на работу. Детально разберем, каким образом резюме ранжируется в поиске и как на это можно повлиять.

Работодатели, как и соискатели, получают рекомендации от системы. Первым приходят релевантные резюме, вторым — подходящие вакансии. Кому и что показывать, определяет не магический шар, а математические модели. Они учитывают как самое очевидное — регион поиска, зарплату, требования, условия, опыт работы, график и т.п., — так и запоминают поведение пользователя. Что это значит? В зависимости от ваших действий — какие вакансии вы просматриваете, на какие из них откликаетесь, — система набирает достаточно данных, чтобы понять, какие предложения о работе могут быть вам интересны. То же самое происходит и с работодателями: кому они отправляют приглашения, а кого отсеивают еще на первом этапе — все имеет значение. Объясним на примере: если два рекрутера из одной и той же компании будут искать менеджера по продажам, в качестве рекомендаций они получат разные результаты. Просто потому, что первый ищет специалиста среднего уровня, который сработается с начинающим руководителем, сможет быстро встроиться в бизнес-среду и приносить удовлетворительные результаты, а другой ориентируется на зрелого профи, для которого важна самостоятельность в принятии решений и относительная автономность. И тот и другой найдут своего менеджера по продажам, хотя их поведение при поиске нужного кандидата будет разным.

При этом нет никакой волшебной кнопки, нажав на которую можно оказаться первым в шорт-листе у работодателя. Получается, соискатель никак не может влиять на рекомендации? С одной стороны, нельзя предсказать, на какой странице окажется резюме конкретного соискателя при поиске у конкретного рекрутера, с другой — есть механизмы, которые помогут вырваться в лидеры.

Важно ежедневно обновлять резюме и проявлять активность на странице. Сделав сортировку по дате, рекрутер увидит тех соискателей, которые находятся в поисках работы прямо сейчас, а значит, готовы быстрее проходить собеседования и не затягивать с принятием решения о выходе на работу.

Необходимо упорядочить поиск и откликаться не на все вакансии подряд, а на интересующие предложения о работе, не забывая составлять индивидуальные, а не шаблонные сопроводительные письма. Тогда система быстро поймет, что вам предложить. Ждать приглашений от работодателей, не проявляя никакой активности, — это плохая стратегия. Хорошая — откликаться на 5–10 вакансий в день, чтобы увеличить шансы на приглашение. Правда, суровую реальность никто не отменял: нужно соответствовать тем позициям, на которые вы претендуете. В конце концов, речь идет не только о собеседованиях, но и об успешном прохождении испытательного срока и дальнейшей работе.

Создавайте резюме для работодателей, учитывая их интересы. Если вы встретили вакансию мечты, не упустите шанс и сделайте резюме, в котором подробно будут описаны релевантный опыт и достижения, указаны зарплатные ожидания и ключевые навыки, а также другие важные для компании пункты. Идеальный мэтч — это когда по вашему резюме с первого взгляда видно, что вы подходите под вакансию.

Анализируйте ситуацию, учитесь новому, экспериментируйте с резюме, откликайтесь на вакансии, и тогда все алгоритмы будут работать на вас.

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи

К другим статьям
;