Просить ли повышения зарплаты и как делать это правильно

По данным опроса соискателей, проведённого Службой исследований hh.ru, 71% работающих респондентов недовольны текущим уровнем оплаты их труда. Двое из трёх опрошенных соискателей отметили, что пытались говорить с руководством на тему повышения зарплаты, и только половина добилась прибавки в жаловании. При этом почти все они испытывали дискомфорт от ситуации. Действительно, разговор не из лёгких. Можно ли провести его так, чтобы на душе не осталось неприятного осадка, а в зарплатном табеле напротив вашей фамилии цифра всё же поменялась на большую?
Лариса Сазонова
Лариса Сазонова
эксперт Карьерного маркетплейса hh.ru

Правильная аргументация

Самое важное в таком разговоре — это подготовить правильные аргументы, почему руководитель должен поднять вам зарплату?

Подумайте, какой вклад в развитие бизнеса компании вы вносите:

  • возможно, вы напрямую влияете на рост дохода компании или на повышение эффективности и сокращение затрат (постарайтесь использовать графики, цифры, чтобы быть более убедительным);
  • вспомните о важных задачах, проектах, которые вы реализовали за последние полгода-год работы;
  • расскажите о динамике увеличения обязанностей и уровня ответственности с момента вхождения в должность или с момента предыдущего повышения зарплаты, возможно, кроме своей работы, вам приходится делать еще и работу коллеги, который уволился или в декрете.

Если вы знаете, что в компании открывается новая позиция или появился новый проект, в котором вы хотите поучаствовать, предложите руководству свою кандидатуру и обсудите повышение зарплаты в случае положительного решения.

Изучите рынок труда, чтобы понимать существующий уровень оплаты на аналогичных позициях. Особенно ценной будет информация о зарплатах в компаниях-конкурентах. Посмотрите уровень зарплат в вакансиях, сходите на интервью, поговорите со своими коллегами из других компаний — таким образом вы составите представление о «вилке» зарплат. Если ваш нынешний оклад существенно ниже рынка, это тоже может быть аргументом для повышения.

Встреча с руководителем

Выберите время для такого разговора и спланируйте личную встречу с руководителем. Подходящим моментом, например, может быть завершение важного проекта или период, когда компания утверждает бюджет на следующий финансовый год и планирует ФОТ.

Спросите мнения руководителя о ваших успехах — из его ответа вы уже поймете, подходит ли момент для разговора о повышении зарплаты.

Сообщите, что вам очень нравится работать в компании, что вы хотели бы и дальше тут развиваться.

Приведите примеры своих достижений (о чем говорили выше).

Определитесь и озвучьте сумму желаемого повышения. Не нужно объявлять итоговую цифру вплоть до рубля: назовите определенный интервал, в который должна попадать ваша зарплата. Но будьте морально готовы, что руководитель предложит вам зарплату по нижней границе интервала.

Маловероятно, что после этой беседы руководитель сразу озвучит свое решение, так как обычно это требует согласования. Но по итогам встречи вам стоит зафиксировать договоренности о том, когда руководитель вернется с ответом о повышении зарплаты. Если ваш руководитель откажет вам в повышении сейчас, то важно понимать почему и обговорить условия для повышения в будущем.

Чего не следует делать

Не стоит шантажировать уходом или, наоборот, давить на жалость. Следуйте деловому этикету, демонстрируйте профессионализм и позитивный настрой.

Плохая тактика — ссылаться на зарплаты коллег и сравнивать себя с ними.

Очень слабая аргументация — инфляция (во многих компаниях нет такого понятия, как индексация зарплаты с целью компенсировать инфляцию).

Также не следует начинать такой разговор в сложные времена для компании или руководителя.

Контрофер

Бывают ситуации, что сотрудник получает офер от другой компании, сообщает об этом своему руководителю и получает встречное предложение от текущего работодателя с повышением зарплаты. Действительно, примерно в 50% случаев работодатели идут на такой контроффер, чтобы сохранить ценного сотрудника. Но нужно понимать, что такое может быть только один раз: если ситуация повторится, вряд ли работодатель снова повысит зарплату. Кроме того, даже если работодатель повышает зарплату в такой вынужденной ситуации, то, скорее всего, у него будут сомнения в перспективности данного сотрудника и, вероятно, компания будет готовиться к расставанию с ним в ближайшем будущем.

Что ещё следует учитывать

В крупных компаниях, где выстроены процессы оценки персонала и пересмотра зарплат, почти невозможно получить повышение зарплаты вне установленных периодов. Кроме того, на повышение зарплаты выделяется бюджет, который ограничивает руководителей в этом вопросе. Поэтому в таких компаниях повышение зарплаты возможно только в определенный период (обычно это начало финансового года), в рамках выделенного бюджета и при соблюдении условий для повышения (например, выполнение KPI, длительность работы в компании и прочее).

Хорошие руководители всегда заинтересованы, чтобы у их сотрудников была достойная оплата труда. Обычно они знают о зарплатах на рынке и сами планируют и согласовывают со своим руководством повышение зарплат для подчиненных.

Но в любом случае, если вас что-то не устраивает на текущем месте работы (уровень зарплаты, занимаемая должность, уровень ответственности), нужно обсуждать это с руководством. Не стоит молча обижаться и искать другую работу: возможно, руководитель с радостью доверил бы вам более сложные задачи и повысил зарплату, но он просто не догадывается, что вы хотите большего.

🔄 Материал обновлён 3 июня 2024 года

На главную блога