Так ли страшен «летун», как его малюют?
Тех, кто слишком часто меняет работу, рекрутеры называют «летунами» и стараются избегать. Считается, что приглашать их на работу рискованно — они либо неуживчивые и конфликтные, либо ненадежные и плохие работники. Ясно ведь — хорошие сотрудники работу меняют нечасто.
Причем единого мнения о нормальной, «правильной» продолжительности работы на одном месте нет. Кто-то считает, что это два-три года, кто-то — что три-пять лет. Хотя далеко не для всякой должности так уж важно, чтобы человек остался в компании надолго.
На самом деле в страхах перед «летунами» повинны стереотипы. Не стоит отказываться от встречи с кандидатом, у которого интересный опыт, только потому, что он слишком часто менял работу. В условиях, когда количество рабочей силы на рынке труда падает, соискателей с нужным уровнем квалификации не хватает и конкуренция за персонал усиливается, мало кто может позволить себе «разбрасываться» кандидатами из-за предубеждений.
Не забывайте о ложных «летунах»
Ольга Слинкина, эксперт в области управления персоналом и организационного развития, считает атавизмом советских времен подход, при котором оценивают как ненадежного кандидата, меняющего работу чаще чем раз в два-три года.
Череда мест работы в резюме сама по себе не говорит ни о чем, это не повод отвергать резюме как неподходящее. Нужно выяснять у кандидата истинные причины частой смены работы, прежде чем делать выводы.
Ольга выделяет две типичные ситуации, когда человек может иметь резюме типичного «летуна», не будучи им в реальности.
1. Работа у недобросовестного работодателя
«Сейчас много частных фирм, которые могут попросить работника уволиться «по собственному желанию» не потому, что он плохой работник, а просто потому, что дела у бизнеса пошли плохо, — говорит Ольга. — И много работодателей, которые платят «серую» зарплату — хорошо, если хотя бы регулярно и честно. А если работодатель вдруг перестает платить часть обещанного, то что в таком случае делать работнику? Он ищет новую работу. Там ситуация может повториться».
Если человек с такой историей пытается устроиться в белую компанию в том сегменте рынка или регионе, где серые и недобросовестные работодатели — не настолько типичная история, как там, где он работал раньше, то его резюме вызовет подозрения. И совершенно напрасно.
Немного статистики в подтверждение слов Ольги Слинкиной:
2. Чисто формальная смена работы
Еще одна возможная причина частых увольнений, о которой напоминает Ольга Слинкина, — это разделение единого бизнеса на несколько юридических лиц ради налоговой оптимизации, а также формальные ликвидации компаний и создание новых с той же целью.
Фактически человек годами работает у одного и того же работодателя в одном и том же коллективе, но по трудовой книжке он за это время раз пять увольнялся и устраивался в новые компании. А потом добросовестно переписал их все в резюме и в глазах следующего потенциального работодателя превратился в «летуна».
Настоящими «летунами», которых стоит избегать, Ольга Слинкина считает только тех, кто с готовностью откликается на каждое «перекупающее» предложение от конкурентов. То есть тех, для кого деньги — единственный мотиватор. Они покинут компанию, как только получат очередное предложение с более высокой зарплатой.
3. Проектный характер работы
Еще один тип ложных «летунов» назвала Лия Беликова, управляющий партнер агентства ASAP Recruitment. Это специалисты, которые работали на проекте. Они не всегда отмечают в резюме, что работа в той или иной компании изначально имела краткосрочный (проектный) характер. Это выясняется только благодаря вопросам на интервью.
И про разные психотипы тоже не забывайте
Евгения Чернышева, бизнес-тренер, эксперт по управлению персоналом Европейской юридической службы, тоже советует не судить по количеству записей в трудовой книжке, а правильно определять психотип кандидата.
Представители второго психотипа склонны часто менять работу. Но это совсем не значит, что они плохие специалисты и от них стоит ждать только вреда. Наоборот, они могут принести компании много креативных идей и дать ей толчок для рывка вперед.
У разных поколений свои особенности
Ольга Слинкина напоминает также о разнице поколений. Если представители поколения Х многое готовы терпеть ради стабильности и коллективные интересы часто ставят выше своего «я», то поколению Y это не свойственно. Они меньше готовы терпеть психологический дискомфорт, конфликтного и авторитарного начальника, нарушение их прав на работе. Плюс для них ценны интересные цели работы.
Похожего мнения придерживается и эксперт по управлению персоналом Анастасия Хрисанфова (HRD, ментор в компании «Культура инноваций»). «Молодой специалист, склонный к перфекционизму, приходя в ту или иную компанию и сталкиваясь с несовершенством внутренних процессов, не чувствуя сил их изменить, идет искать совершенства, — объясняет она. — Поэтому «летучесть» в начале карьеры может быть как признаком непостоянства и неудовлетворительной работы, так и признаком поиска идеальной работы. Чтобы это понять, нужно провести интервью и выявить мотивы такого поведения. Часто молодые специалисты ищут себя, меняя одну работу за другой. Но они могут, найдя по-настоящему «своё», надолго осесть в компании».
Работник имеет право на нелояльность
Рекрутеры зачастую считают, что лояльность к работодателю — это то, что должно быть у хорошего сотрудника по определению. Поэтому кажется, что частая смена работы — признак нелояльного сотрудника, который не задержится никогда и нигде.
Но лояльность не возникает на пустом месте. Мир изменился, требования к работникам повысились, но и их ожидания от работы повысились тоже.
Генеральный директор Ассоциации экспертов системного менеджмента Евгений Михайленко напоминает, что лояльность складывается из четырех ключевых элементов: материальной составляющей (проще говоря, достойной, конкурентоспособной зарплаты), интересных рабочих задач, карьерных и профессиональных перспектив, а также общностей целей работодателя и сотрудника.
Многие ли компании способны обеспечить все слагаемые? А вот долго ждать, когда на привычном месте станет лучше, сейчас не принято. Связано это, по мнению Евгения Михайленко, с тем, что долгие ожидания счастливой жизни слишком часто были обманутыми.
В то же время Евгений Михайленко считает, что роль влияния теории поколений в этом процессе несколько переоценена. По его мнению, гораздо большее значение имеют сам характер работы и экономическая ситуация.
Поэтому Евгений советует при наборе ИТ-сотрудников обращать внимание не на количество смен работы и продолжительность работы на одного работодателя, а на то, доводил ли специалист начатые проекты до конца и чем объяснял переход к другому работодателю. О ненадежности можно делать вывод, если кандидат переходил с места на место, бросая незавершенными задачи, только в погоне за прибавкой к зарплате.
Преимущества «летунов»
У кандидатов, которые по своему психотипу или в силу поколенческих ценностей склонны к частой смене работы, есть сильные стороны, которыми не могут похвастаться более стабильные, — предупреждает Евгений Михайленко.
- Они не боятся неизвестного и легко вникают во все новое, учатся на лету. А это тот навык, который требуется каждой современной компании.
- У них широкая сеть полезных профессиональных контактов. Это важно не только для них, но и для вас как для работодателя.
- Если они часто переходили из компании в компанию по собственному желанию, то, скорее всего, достаточно уверены в своих способностях (для неуверенных в себе смена работы — стресс) и ищут интересные проекты. Разве вы не хотите нанимать уверенных людей, которые знают, чего хотят?
- Они — кладезь полезной информации о разных практиках работы, потому что видели опыт разных компаний.
- Они — лучшие драйверы для внедрения полезных изменений в компании.
- Благодаря широкому опыту участия как в успешных, так и в неудачных проектах, они очень восприимчивы к тому, что происходит в компании, и их мнение в этом смысле очень ценно.
Подходите к оценке кандидатов более взвешенно — возможно, того, кто вам нужен, вы найдете как раз среди «летунов», но именно в вашей компании он останется надолго.
Успешного подбора!