Культ профессии: муфельные щипцы, гитара и ценности эпохи в руках профессионалов
Мы приходим в музей и восхищаемся экспонатами, внимательно слушаем экскурсовода, удивляясь его невероятной памяти и таланту рассказчика. В кинотеатре с волнением следим за сюжетом и наслаждаемся игрой актеров, полностью погружаясь в реалистичный мир кино. На концерте симфонического оркестра нас захватывает в плен музыка. Однако мы не задумываемся, что за спиной тех, кем мы так восхищаемся, стоят люди, без которых не было бы ни музеев, ни кино, ни оркестров. Люди «нетворческих» профессий.
В рамках проекта
Музей: специалист по обеспечению сохранности объектов
«Я окончила Ярославский государственный университета имени П.Г. Демидова, по специальности «историк/преподаватель истории» и год была преподавателем истории, но в школе мне было не очень хорошо. Летом появилась вакансия в музее, первого июня 1990 года перевод состоялся, и с тех пор я так в обнимку с памятниками и живу», — рассказывает
Блогер Евгений Иванов, который разговаривал с Еленой, признается, что часто бывал в Ярославском музее-заповеднике на открытиях, выставках и концертах, но никогда не задумывался, кто работает по ту сторону.
В состав музея входит более 30 объектов культурного наследия, и за все это отвечает Елена Федорычева. Главная задача специалиста — обеспечение сохранности памятников, в том числе их ремонт и реставрация. «А это сейчас непросто», — признается Елена. Согласования смет, экспертизы, конкурсы, жесткие сроки проведения работ, проверки, внезапное уменьшение бюджета — со всем этим нужно справляться нашей героине: «Иногда это просто работа с документами, не поднимая головы от компьютера, с девяти до шести вечера. Приходится порой задерживаться и в выходной день идти в музей. Внутренние планёрки, совещания отнимают очень много времени».
Показывая на памятники архитектуры, Елена говорит: «Работа иногда суетная, нервная, но общение с ними помогает держаться на плаву и напоминает о том, что мы люди, живём не только бренным, но можем и должны говорить, думать о вечном».
Следующий год будет последним, когда музей будет находиться на территории бывшего Спасо-Преображенского собора. «Куда бы нас не переселили, заповедник теряет свой самый главный привлекательный фактор — это памятники, архитектуру. И переезд будет очень сложным, сейчас музей имеет 350 тысяч единиц хранения, даже просто подготовить, упаковать перевезти — это целое дело, а куда?», — делится переживаниями Елена.
Надеемся, музею удастся сохранить свои уникальные экспонаты и продолжить работу на новом месте. Как правильно отметила героиня, музей, в первую очередь, - собиратель, хранитель подлинных вещей, свидетельств предыдущих эпох.
Оркестр: заведующий постановочной частью
Участнику Сообщества питерских блогеров Марии Новоселецкой удалось познакомиться с
«Можно сказать, что я музыкальный завхоз», — шутит Александр. В его обязанности входит постановка сцены, транспортировка, перевозка инструментов и их хранение. Он же решает, как правильно расположить оркестр в пространстве, следит за освещением и даже за работой костюмерной.
«Иногда на месте приходится решать совершенно, казалось бы, невозможные вопросы: как, допустим, 50 музыкантов усадить в оркестровую яму или разместить на сцене, которая не приспособлена для подобного количества людей? Да не просто так это сделать, а так, чтобы оркестр звучал!» — резюмирует Александр Рождественский.
Мария Новоселецкая уверена, что профессия Александра намного более творческая, чем кажется на первый взгляд. «Ведь надо уметь прочувствовать момент, правильно расставить акценты, и все это в сочетании, казалось бы, в обычной деятельности завхоза. Но лишите оркестр заведующего постановочной частью, и что будет? — рассуждает Мария. — Пожалуй, музыка не зазвучит».
Александр не только помогает музыкантам творить волшебство на сцене, но и выступает сам — играет на гитаре в блюзовой команде. Его группа исполняет музыку в жанрах блюз, соул и фанк.
Играть на гитаре он начал с подростковых лет. Специального музыкального образования не получил, но у него были прекрасные учителя. В 1995 году Александр впервые вышел на сцену и уже не покидал ее: «Мне нравится блюзовая музыка, я ничего не могу с этим поделать». Герой хоть и говорит о том, что работа в оркестре отнимает много времени и сил, но дает возможность заниматься любимым делом, развиваться в любимом жанре.
Вместе с симфоническим оркестром Александр побывал в Японии, Германии, Мексике, Северной Америке, Норвегии, Швеции, Франции, Китае. Семья относится к этому с пониманием.
«Нормальные люди не могут к этому плохо относится. Ведь у меня появилась возможность увидеть мир. И это еще один плюс моей профессии», — улыбается Александр.
Кино: руководитель гримерного цеха
Проникнуть в таинственный мир кино удалось блогеру Полине Суворовой, а ее проводником выступила руководитель гримерного цеха киностудии «Ленфильм»
«Многие молодые режиссеры не всегда понимают, что такое грим и чего им следует от нас ждать, — говорит Ксения. — Иногда разговор с гримерами начинается со слов: «У нас вообще грима в картине нет». Часто грешат этой фразой продюсеры, которые снимают современные картины и хотят сэкономить». Распространены и подобные цитаты: «Грим не надо, просто нос попудрить, чтобы не бликовал в кадре», «У нас грима нет, я просто хочу, чтобы актеры хорошо выглядели». Чтобы эти желания воплотились в жизнь, необходимо провести огромную работу.
Именно гримеры отвечают за достоверность фильма, за то, чтобы зритель сказал создателям фильма безоговорочное «Верю!».
«Смотришь, например, фильм про войну: 45-й год, солдаты идут по болоту. И у всех солдат видна коррекция лица, проваленные щеки, нарисованные брови. Сразу ясно, что работал визажист, а не гример. Если бы работал гример, не было бы нарисованных скул — был бы пот, грязь и изможденные лица», — делится Ксения Малкина.
Гримеры работают не только с лицами, но и делают так называемый постиж: усы, бороды, парики. Они же создают актерам прически, аутентичные для эпохи, в которой развивается действие фильма, вместе с художниками по костюму работают над общим образом героев.
«При создании исторических причесок мы стараемся использовать в работе те же старые инструменты для полной точности, — рассказывает Ксения. — Завивка делается старыми "бабушкиными" щипцами, которые нужно разогревать в муфельной печке. Идеальные исторические локоны получаются только при помощи этих щипцов и держатся три дня. Ни одна современная электрическая плойка не поможет создать такие локоны, какие сделают муфельные щипцы».
Российская школа грима и постижа — одна из лучших, уверена Малкина. «В Лос-Анджелесе я была поражена уровнем работы их гримеров. Тогда я поняла, что наши гримеры получили бы все "Оскары" этого мира за грим, если бы у них были такие же возможности и технологии, как у американцев», — говорит она.
При этом профессия гримера передается исключительно «из рук в руки». Героиня лично пыталась добиться появления такого факультета и даже готова была там преподавать, но в комитете по образованию сказали, что профессия не настолько востребована, чтобы трудоустраивать людей.
Правда, полноценное образование художника по гриму сложно получить не только в России, но и вообще в мире — в основном предлагаются отдельные курсы разных мастеров. В Мюнхене, например, есть Баварская театральная академия, на базе которой есть специальное отделение грима.
Для того, что передать уникальный опыт, Ксения Малкина открыла курс для гримеров на Ленфильме: «Я очень надеюсь, что мы вырастим профессионалов, которые, прочитав сценарий, смогут понять, как работать, сумеют прочитать скрытый текст между строк», — говорит Малкина.
Но есть у работы гримера и небольшой «минус»: смотреть кино, как смотрят его обычные зрители, у Ксении получается крайне редко.
«Когда на премьеру кино приходит съемочная группа, осветитель будет говорить: "Ой, лампочка не там". Костюмер — "Ой, пуговицу не застегнули", гример — "Ой, ус отклеился". Каждый будет замечать свое», — говорит она. Но, по ее словам, если кино действительно получилось, на грим уже не смотришь.
Кого искали работодатели
А тем, кого заинтересовали перспективы работы в филармониях, музеях и кино, предлагаем узнать больше о рынке труда в профобласти «Искусство, культура». Ожидаемо большее количество вакансий, размещенных музеями, киностудиями и филармониями на hh.ru, были открыты работодателями из Москвы и Петербурга. Средний уровень заработной платы, предлагаемой специалистам, изменился с прошлого года в большую сторону: показатель по России вырос с 30 тысяч рублей до 33,5 тысяч рублей. Петербуржцы и москвичи могут рассчитывать на сравнительно большую оплату труда — 35 тысяч рублей и 45 тысяч рублей в 2017 году соответственно.
Что касается наиболее востребованных профессий, то с января по декабрь чаще всего работодатели искали управляющих, директоров, актеров, моделей, администраторов, операторов и фотографов. Гримеры пользовались спросом у компаний из Москвы, Петербурга, Омской области и Республики Татарстан, но средняя предлагаемая оплата труда специалистов не превысила 20 тысяч рублей. Подобные цифры во многом обусловлены спецификой работы гримеров: гибкий график и частичная занятость влияют на зарплатные показатели. Требуемый опыт работы в большинстве вакансий составлял от 1 года до 3 лет.
От заведующих постановочной части требовали больший стаж — от 3 и более лет. Список обязанностей для потенциальных специалистов выглядит внушительным: от закупки вещей и расходных материалов, сдачи и приема костюмов и реквизита до составления планов и графиков работ, разработки технического проекта сценического воплощения замысла художника-постановщика и художника по костюмам.
Если говорить о работниках музеев, то предложения были для администраторов, экскурсоводов, кассиров-администраторов, искусствоведов и других представителей интересных профессий. Уровень средней зарплаты, предлагаемой музеями из разных регионов страны, в 2017 году составил 25 тысяч рублей.
Большую благодарность за помощь в работе над проектом выражаем Светлане Гуляевой — руководителю пресс-службы Санкт-Петербургского международного культурного форума, Павлу Прокофьеву — директору Сообщества питерских блогеров, Кириллу Малышеву — директору по маркетингу компании Radario.