Редкий кадр: как ищут специалистов по HR-брендингу
«Красивое объявление о вакансии — это еще не HR-брендинг, — рассказала автор нескольких книг по этой теме и консультант
Сколько специалистов по HR-брендингу в России?
Три первые вакансии с упоминанием такой должностной функции, как HR-брендинг, появились на сайте hh.ru в 2007 году. За прошедший год на hh.ru появилось уже 259 вакансий — при этом количество размещенных резюме, в навыках которых указан HR-брендинг, в 2015 году превысило 2 тысячи.
Отдельная позиция специалиста по HR-брендингу впервые появилась на сайте hh.ru в 2008-м. До сих пор это довольно редкая вакансия на рынке труда: даже в прошлом году было опубликовано всего 15 объявлений. «В большинстве вакансий ищут универсального HR-специалиста, который также знаком с техниками брендинга работодателя, — объясняет Мария Игнатова, руководитель Службы исследований HeadHunter. — Конечно, те, кто способен исследовать бренд работодателя, создать стратегию его развития и проводить ее в жизнь, — это руководители совершенно другого уровня. Их счет идет на единицы в западных странах, у них другой уровень оплаты труда, и после закрытия очередного проекта они получают приглашение на новую работу раньше, чем успевают обновить резюме на работном сайте».
«В России отдельно выделенная позиция, называемая Employer-brand- или HR-бренд-менеджер, пока что редкость, — уверена руководитель Консалтингового центра HeadHunter Елена Емеленко. — Но для западных компаний это вполне привычная должность. Мы уже несколько лет проводим исследования и диагностику HR-бренда для разных организаций, и обычно взаимодействие происходит либо с HR-отделом заказчика, либо с маркетингом: этим направлением в компаниях занимаются как HR-менеджеры и рекрутеры, так и менеджеры по коммуникациям, event-менеджеры. Зачастую люди совмещают несколько функций». Это подтверждают данные статистики: за весь период было размещено 44 резюме специалистов по HR-брендингу. Почти 23% соискателей уже работали ранее в этой должности, 33% пришли в профессию с позиции специалиста по подбору и адаптации персонала, 10% оказалась бывшими маркетологами и столько же — менеджерами по развитию. Среди соискателей на эту позицию можно встретить финансистов, специалистов по коммуникациям и стажеров.
«HR-брендинг — компетенция на стыке HR, маркетинга и управления проектами, — уточняет Елена Емеленко. — Это вполне по силам человеку, который занимался крупными клиентскими проектами, например в кадровом агентстве. Но в нынешних экономических условиях компаниям, скорее, будет выгодно разделять эти функции между несколькими внутренними специалистами, чем искать кого-то на стороне. Исключение, опять же, составляют западные компании: в них, как правило, должность специалиста по HR-брендингу уже есть, и искать будут именно его».
Сколько платить и где искать?
По статистике «Банка данных заработных плат» HeadHunter, опытным руководителям проектов по HR-бренду московские компании сегодня платят порядка 100 тысяч рублей. В целом в Москве встречаются вакансии с зарплатными предложениями в диапазоне от 60 до 138 тысяч, а в Санкт-Петербурге — от 53 до 85 тысяч. Зарплатные ожидания в Москве находятся в пределах 65-150 тысяч, а в Санкт-Петербурге — в пределах 50-100 тысяч рублей.
Почти половина всех вакансий для специалистов этой сферы публикуется в Москве, еще 28% приходится на Санкт-Петербург.
Но, кроме размещения вакансии, есть и еще один способ познакомиться с профессионалами HR-брендинга. Каждый год HeadHunter проводит «Премию HR-бренд» и награждает лучшие работодательские проекты из столицы и регионов. В этом году премия пройдет в феврале, и в ее преддверии мы вспоминаем тех, кто помогал внедрять, развивать, создавать и распространять практики HR-брендинга в России. В новом интервью своим опытом работы с брендом работодателя поделилась Наталья Альбрехт, вице-президент по организационному развитию и работе с персоналом ОАО «ВымпелКом» («Билайн»).