10 вещей, о которых не следует упоминать в сопроводительном письме
⏱ Время прочтения — 4 минуты
Правило №1: ✘ не пишите автобиографию
Пример: «Я родился в Москве в 1985 году. Окончил физико-математическую школу, в 2003 году поступил в МФТИ на факультет информатики и вычислительной техники…»
Возможно, при приеме на работу вас еще попросят рассказать о своем жизненном пути, но этот момент пока не наступил. В сопроводительном письме важно сделать акцент на другом: чем вы будете полезны работодателю и как решите его задачи.
Правило №2: ✘ избегайте общих слов
Пример: «Меня заинтересовала вакансия бухгалтера в вашей компании. Я опытный специалист, чьи профессиональные знания и навыки полностью соответствуют вашим квалификационным требованиям. Считаю, что в этой должности принесу пользу вашей организации. Резюме отправляю в прикрепленном файле».
Шаблонные фразы могут оттолкнуть рекрутера. Кажется, что использована заготовка, которую можно адаптировать под любую вакансию. Добавьте конкретики, и письмо выгодно выделится на фоне однообразного потока откликов.
Правило №3: ✘ откажитесь от формализма
Пример: «Прошу рассмотреть мою кандидатуру на должность "менеджер по продажам". Меня зовут Иванова Элеонора Викторовна, мне 24 года, я выпускница Ярославского торгово-экономического колледжа, специальность "коммерция"».
Сопроводительные письма читает живой человек, а не машинный алгоритм: едва ли его получится заинтересовать формальной сухой «отпиской». Письмо — не анкета и не характеристика для госучреждения. Пишите так, как будто вы уже говорите с рекрутером и вам надо в первые же секунды показать, что вы тот, кто ему нужен.
Правило №4: ✘ не используйте штампы
Пример: «Я коммуникабелен, стрессоустойчив, легко обучаюсь новым навыкам и прекрасно работаю в команде».
Такие характеристики встречаются во множестве сопроводительных писем, поэтому рекрутеры просто не обращают на них внимания. Иное дело, когда каждое качество подкреплено примерами. «Я коммуникабелен: в должности менеджера по продажам много общался с корпоративными клиентами. С некоторыми мы до сих пор переписываемся в социальных сетях».
Правило №5: ✘ не делайте громких заявлений
Пример: «Я ценю возможность карьерного роста и уверен, что смогу добиться высоких позиций в вашей компании».
Не стоит на этом этапе распространяться о карьерных амбициях. Реакция может оказаться противоположной той, которую вы ожидаете: на данный момент рекрутеру важно закрыть конкретную позицию, а не расширить кадровый резерв топ-менеджмента.
Правило №6: ✘ не рассказывайте об увлечениях
Пример: «Я занимаюсь бальными танцами, слушаю ритм-н-блюз, ухаживаю за любимым пуделем, а во время отпусков хожу в экстремальные сплавы».
Отложите такие подробности для неформального общения. Сейчас нанимателя интересует, как вы справляетесь с рабочими задачами. Упоминать хобби уместно лишь при условии, что оно напрямую связано с предполагаемым функционалом. Например, в отклике на вакансию менеджера по внутреннему туризму будет более чем уместно рассказать, что вы много путешествуете по России.
Правило №7: ✘ осторожнее с юмором
Пример: «Имею опыт руководящей работы: глава гильдии в World of Warcraft».
Юмор в деловом послании — прогулка по тонкому льду. Вы не знаете, как относится к шуткам рекрутер, поэтому не рискуйте понапрасну — такой стиль может стоить вам приглашения на собеседование. Хотя, если в подобном стиле написана вакансия, на которую вы откликаетесь, попадание «в тональность» может, напротив, принести вам бонусы.
Правило №8: ✘ не играйте на сочувствии
Пример: «Я очень надеюсь на быстрое трудоустройство, чтобы в банке мне наконец одобрили ипотеку».
Отклик на вакансию — это короткая деловая самопрезентация. Рассказывать в ней о личных заботах — плохой тон.
Правило №9: ✘ не упоминайте о нерелевантном опыте
Пример: «Меня заинтересовала позиция специалиста по кибербезопасности. У меня большой опыт работы. В 11-м классе я трудился промоутером...»
В сопроводительном письме следует рассказывать только о том, что напрямую относится к требованиям вакансии. Специалист по кибербезопасности может упомянуть про опыт администрирования школьной вычислительной сети, но участие в промоакциях будет лишним.
Правило №10: ✘ не сравнивайте себя с другими кандидатами
Пример: «Я полагаю, что подхожу на эту должность лучше остальных соискателей».
Такое заявление можно делать только в одном случае — если рекрутер предложил вам в качестве задания таким способом презентовать себя. В любой другой ситуации подобные фразы выставят вас не в лучшем свете — вы не знаете, кто еще откликнулся на вакансию, а уже незаслуженно обидели конкурентов и безосновательно восхвалили себя.
Как сделать сопроводительное письмо лучше?
✔ Помните о цели работодателя: как можно быстрее найти адекватного и профессионального кандидата, который сразу войдет в курс дела.
✔ Внимательно прочитайте требования к вакансии. По порядку докажите, что ваш опыт им соответствует.
✔ Будьте лаконичны: постарайтесь уложиться в пять-шесть предложений. Четко структурируйте сопроводительное письмо.
✔ Постоянно сверяйтесь с курсом: письмо должно убедить работодателя в вашей пользе для компании. Пускай каждая фраза доказывает вашу ценность.
✔ Обязательно проверьте текст на возможные грамматические ошибки и опечатки.